Анализ и интерпретация процесса игры на фортепиано
Ключевые слова:
интерпретация, игра, фортепиано, Гленн Гулд, Клаудио Аррау, методика обучения, подготовка, запись, концерт, исполнениеАннотация
В рамках настоящей статьи автор приходит к выводу, что абстракция Гленна Гулда не есть что-то вроде инструментализации интерпретации, скорее, это эффект перехода от игры к другим инструментам, а именно к инструментам студий звукозаписи, которые служат для записи звука и монтажа. Что касается «делания тела», унаследованного Клаудио Аррау от романтической пианистической культуры, то оно возможно только при условии некоторой доли анализа и дистанцирования – именно такой ценой, как учит педагог Нейгауз, оно может быть эффективным. Этот двойной вывод затем заставит переосмыслить место игры на музыкальном инструменте в реализации интерпретации. Таким образом, в ходе статьи подвергнут сомнению диалог, который возникает между партитурой в том виде, в каком она читается, и жестом в том виде, в каком он воспроизводится, так же, как и функция музыкального инструмента, лежащего в основе этого устройства.
Библиографические ссылки
Андреева О.В. О фортепианных упражнениях на основе пятипальцевой позиции как основе постановки пианистического аппарата в музыкальном училище // Музыка. Педагогика. Культура: сб. науч. и науч.-метод. ст. СПб., 2021. С. 5-26.
Базарнова В.С. Музыкальный календариус // Музыка и время. 2008. № 2. С. 34-36.
Боброва Э.В. Проблема исполнительской интерпретации музыки с позиции акмеологического подхода // Акмеологическое развитие педагога-музыканта в социокультурном пространстве: мат. Межрегион. науч.-прак. конф. 2016. С. 21-26.
Коган Г.М. Аррау Клаудио. М., 1973. С. 225.
Коломиец В.А., Сорокина Т.В. Звукозапись как средство популяризации классической музыки // Музыка в пространстве медиакультуры. Краснодар, 2024. С. 81-84.
Куприна Е.Ю. Духовные разряды музыкального сотворчества // Художественная культура. 2020. № 1(32). С. 429-458.
Меркулов А. Бог техники, видящий ученика насквозь // Музыкальная академия. 2009. № 1. С. 139-153.
Нго Хью Х.Л. Фортепианный цикл Роберта Шумана «Карнавал» // Достижения и перспективы развития молодёжной науки. 2019. С. 405-410.
Родионова А.В. Фортепианная педагогика Ф. Шопена // Искусство глазами молодых. Волгоград, 2022. С. 63-72.
Савицки Б.Л. О различных аспектах духовности фортепианной игры // Проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Краснодар – Майкоп, 2021. С. 172-189.
Скорбященская О. Шопен и композиторская техника XX века // К 200-летию со дня рождения Шопена и Шумана. СПб., 2011. С. 99-108.
Сунь Юэ. Использование произведений Шопена в рамках обучения игре на фортепиано // Современная наука, общество и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2023. С. 107-117.
Чванова Т.П. Век звукозаписи: звукозаписывающие и коммуникационные технологии и эволюция фортепианного искусства // Вестник Магнитогорской консерватории. 2019. № 4. С. 30-39.
Шаламова Е.И. Актуализация интерпретационного компонента музыкального образования в формировании рефлексивных качеств обучающихся // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 4(5). С. 68-73.
Aurrau C. Arrau parle // Conversations with Joseph Horowitz. P.: Gallimard, 1985, p.140
Chopin F. Sketch for a piano method. Тexts gathered and presented by Jean-Jacques Eigeldinger. P.: Flammarion, Harmonics collection, 1993, 2001. 40 р.
Cott Cf.J. Conversations with Glenn Gould. Chicago: Chicago University Press, 2005. p. 47
Gould G. No, I am not an eccentric at all. Eds. by Bruno Monsaingeon. Р.: Fayard, 1986. 235 р.
Kintzler C. Why do we overvalue interpretation in music? The alphabetical model and the example of Glenn Gould // DEMeter Review. Lille: University of Lille 3, 2002.
Neuhaus H. The art of the piano. Тrans. from Russian by O. Pavlov and P. Kalinine. P.: Van de Velde, 1971. 110 р.