Разработка и внедрение эффективных стратегий для онлайн-курсов повышения квалификации преподавателей иностранных языков

Авторы

  • Елена Юрьевна Голованова Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Карина Николаевна Моругова Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Марина Ивановна Сорокина Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Лиана Рашитовна Кинзягулова Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Элина Наилевна Хамматова Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ключевые слова:

онлайн-обучение, повышение квалификации преподавателей, иностранные языки, модель курса, педагогический дизайн, вовлеченность, педагогический эксперимент

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных стратегий для онлайн-курсов повышения квалификации преподавателей иностранных языков в условиях цифровой трансформации образования. Цель работы – выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность онлайн-обучения преподавателей. Задачи: 1) проанализировать существующие подходы к проектированию онлайн-курсов повышения квалификации; 2) определить специфику целевой аудитории и ее образовательные потребности; 3) разработать модель онлайн-курса и апробировать ее в экспериментальном режиме; 4) выявить факторы, влияющие на вовлеченность и успешность обучения слушателей. Методы исследования включали анализ научной литературы, моделирование педагогического процесса, онлайн-анкетирование преподавателей (n=120), педагогический эксперимент (n=60), методы математической статистики. В результате обоснована модель онлайн-курса, построенная на принципах персонализации, практикоориентированности, геймификации и проектного обучения. Экспериментально доказана ее эффективность: уровень освоения компетенций в экспериментальной группе на 27% выше, чем в контрольной (p<0,01). Значимыми предикторами вовлеченности и успешности слушателей являются интерактивность учебного контента, наличие обратной связи, организация коллаборативного взаимодействия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании и реализации онлайн-программ повышения квалификации педагогов. Перспективы исследования связаны с изучением долгосрочных эффектов онлайн-обучения и их влияния на профессиональное развитие преподавателей.

Библиографические ссылки

Альтбах Ф.Дж., Де Вит Х. Инновации и вызовы для глобального высшего образования в эру пост-COVID-19 // Международное высшее образование. 2020. №102. С. 3-5.

Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2020. 72 с.

Гребенюкова Н.И. Подготовка преподавателя вуза к цифровизации образовательного процесса как педагогическая проблема // Kant. 2019. №4 (33). С. 279-283.

Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: мат. Mеждунар. науч. конф. СПб: Реноме, 2012. С. 405-407.

Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6 (33). С.56–67.

Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.

Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного обучения // Образование и наука. 2014. № 8. С. 125-137.

Boelens R., De Wever B., Voet M. Four key challenges to the design of blended learning: A systematic literature review // Educational research review. 2017. № 22. рр. 1-18.

Garrison D.R. E-Learning in the 21st Century: A community of inquiry framework for research and practice (3rd edition). London: Routledge, 2016.

Hew K.F., Cheung W.S. Students' and instructors' use of massive open online courses (MOOCs): Motivations and challenges // Educational research review. 2014. № 12. рр. 45-58.

Martin F., Sun T., Westine C.D. A systematic review of research on online teaching and learning from 2009 to 2018 // Computers & Education. 2020. № 159. рр. 9-104.

Mishra P., Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: А framework for teacher knowledge // Teachers college record. 2006. № 108(6). рр. 1017-1054.

Shea P., Bidjerano T. Learning presence as a moderator in the community of inquiry model // Computers & Education. 2012. № 59(2). рр. 316-326.

Trust T., Whalen J. Should Teachers be Trained in Emergency Remote Teaching? Lessons Learned from the COVID-19 Pandemic// Journal of technology and teacher education. 2020. № 28(2). pp. 189-199.

Voogt J., McKenney S. TPACK in teacher education: Are we preparing teachers to use technology for early literacy? // Technology, pedagogy and education. 2017. Т. 26. №. 1. pp. 69-83.

Загрузки

Опубликован

2024-05-15

Как цитировать

1.
Голованова ЕЮ, Моругова КН, Сорокина МИ, Кинзягулова ЛР, Хамматова ЭН. Разработка и внедрение эффективных стратегий для онлайн-курсов повышения квалификации преподавателей иностранных языков. УО [Интернет]. 15 май 2024 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];14(5-1):85-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1607

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)