Адаптивные интеллектуальные системы поддержки обучения в высшей школе: подходы, технологии, эффекты
Ключевые слова:
адаптивное обучение, интеллектуальные обучающие системы, персонализация, высшее образование, поддержка обучения, смешанное обучение, машинное обучениеАннотация
Статья посвящена проблеме внедрения адаптивных интеллектуальных систем поддержки обучения (АИСПО) в образовательный процесс высшей школы. Цель работы - выявить ключевые подходы к проектированию АИСПО, проанализировать эффекты их применения и определить перспективные направления развития данной технологии. Методологическую основу составили системный подход, сравнительный анализ, методы математической статистики. Эмпирическая база включает результаты опросов 1250 студентов и 150 преподавателей из 15 вузов РФ, а также данные о внедрении АИСПО в 30 университетах за период 2018-2023 годов. Установлено, что эффективность АИСПО зависит от степени персонализации, интерактивности, использования методов ИИ. На основе кластерного анализа выделено 3 уровня адаптивности систем. Выявлена положительная связь между уровнем адаптивности АИСПО и академической успеваемостью (r=0,68; p<0,01), мотивацией студентов (r=0,74; p<0,01). Намечены перспективы развития АИСПО в направлении интеллектуализации, открытости, интеграции с другими технологиями смешанного обучения. Полученные результаты могут служить основой для проектирования адаптивных образовательных систем нового поколения.
Библиографические ссылки
Карпенко А.П., Домников А.С., Белоус В.В. Интеллектуальные информационные системы: уч. пос. М.: МГСУ, 2015. 213 с.
Соболева Е.В., Перевозчикова М.С., Суворова Т.Н., Червякова К.Р. Адаптивные технологии в электронном обучении: моногр. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2013. 138 с.
Тимофеева Ю.Ф. Адаптивные технологии подготовки студентов технических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2011. №1(17). С. 99-109.
Brusilovsky P., Peylo C. Adaptive and intelligent web-based educational systems // International journal of artificial intelligence in education. 2009. Vol. 13(2-4). pp. 159-172.
De Bra P. Adaptive systems for web-based education // Handbook on information technologies for education and training. Cham: Springer, 2015. pp. 33-49.
Graf S. Adaptivity in learning management systems focussing on learning styles // Lecture notes in computer science. 2009. Vol. 5686. pp. 235-249.
Griff E.R., Matter S.F. Evaluation of an adaptive online learning system // British journal of educational technology. 2013. Vol. 44(1). pp. 170-176.
Karampiperis P., Sampson D. Adaptive learning objects sequencing for competence-based learning // Proceedings of the 6th IEEE Inter. сonf. on advanced learning technologies. 2010. pp. 136-138.
Knutov E., De Bra P., Pechenizkiy M. AH 12 years later: a comprehensive survey of adaptive hypermedia methods and techniques // New review of hypermedia and multimedia. 2019. Vol. 15(1). pp. 5-38.
Magoulas G.D., Papanikolaou Y., Grigoriadou M. Adaptive web-based learning: accommodating individual differences through system's adaptation // British Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34(4). pp. 511-527.
Shute V.J., Zapata-Rivera D. Adaptive educational systems // Adaptive technologies for training and education. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. pp. 7-27.
Sonwalkar N. Adaptive learning technologies: From one-size-fits-all to individualization // Educause center for applied research. 2013. № 7. pp. 1-11.
Truong, H.M. Integrating learning styles and adaptive e-learning system: Current developments, problems and opportunities // Computers in human behavior. 2016. Vol. 55(B). pp. 1185-1193.
Vandewaetere M., Desmet P. Adaptive information and communication technology in education // Information science reference. 2015. 374 p.
Yang, T.-C. A Personalized recommendation-based mobile learning approach to improving the reading performance of EFL students // Computers & Education. 2014. Vol. 63. pp. 327-336.