Особенности преподавания медицинской терминологии на иностранных языке для клинических психологов
Ключевые слова:
медицинская терминология, клиническая психология, методика преподавания, иностранный язык, междисциплинарные связи, терминологическая компетенцияАннотация
Статья посвящена проблеме обучения медицинской терминологии студентов, осваивающих профессию клинического психолога. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в специалистах, способных эффективно взаимодействовать с зарубежными коллегами в условиях интернационализации здравоохранения. Цель исследования – разработать и апробировать методику преподавания медицинской терминологии, учитывающую специфику профессиональной деятельности клинических психологов. В работе использовались методы концептуального анализа научной литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. Эмпирическую базу составили 92 студента 2 курса факультета клинической психологии. Установлено, что разработанная методика, основанная на принципах модульности, профессиональной направленности и межпредметной интеграции, обеспечивает значимое повышение уровня терминологической компетенции. Средний балл в экспериментальной группе вырос с 3,24 до 4,60, в то время как в контрольной – с 3,31 до 3,94 (p<0,01). Определены факторы, влияющие на эффективность обучения: мотивация (r=0,62), активные методы (η2=0,29), систематический контроль (η2=0,22). Результаты исследования углубляют научные представления о закономерностях формирования профессионального языка и открывают новые возможности оптимизации языковой подготовки специалистов. Намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы с учетом специфики разных языков и разделов терминологии.
Библиографические ссылки
Архипова Е.И., Хренов Д.В. Интегративный подход в обучении профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов медицинских вузов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 375.
Бушуева Т.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских вузов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 9(66). С. 24-28.
Величко Е.В. Роль терминологии в обучении иностранному языку в медицинском вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11-1(77). С. 197-201.
Воробьева Е.И. Профессионально-языковая подготовка студентов медицинского вуза как дидактическая проблема // Образование и наука. 2009. № 4(61). С. 73-80.
Вышегородская М.С. Метод проектов как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 95-101.
Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 5. С. 12.
Денисенко, В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: уч. пос. М.: РУДН, 2019. 258 с.
Куликова О.В., Базилевич В.М. К вопросу о языковой компетенции студентов медицинских вузов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4. С. 226-232.
Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе: уч. пос. М.: Высшая школа, 2016. 144 с.
Макарова Е.А. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам студентов медицинских специальностей // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 124-135.
Манерко Л.А. Языковая личность в медицинском дискурсе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия «Языкознание». 2015. № 6(717). С. 47-55.
Маслова А.М. Средства формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2014. № 2(5). С. 22-24.
Митрофанова К.А. К вопросу о внедрении интегрированного предметно-языкового подхода в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-2(57). С. 203-205.
Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2014. 24 с.
Сура Н.А., Гусев С.И. Обучение студентов университета профессионально ориентированному дискурсу: теория и практика: моногр. М.: МПГУ, 2019. 140 с.