Интегрированные задачи по механике в контексте развития инженерного образования

Авторы

  • Эдуард Викторович Петрович Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
  • Елена Владимировна Сумьянова Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
  • Барно Хайтмурадова Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
  • Мунира Джавлыева Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

Ключевые слова:

инженерное образование, классическая механика, физика, техническое мышление, интегрированный подход, системно-деятельностный подход, визуальная информация.

Аннотация

В связи с необходимостью подготовки инженеров для всех отраслей народного хозяйства появился ряд документов, регламентирующих развитие инженерного образования, начиная со школьной скамьи. Этот процесс затрагивает целый ряд предметов, но в большей степени – физику. Поэтому необходимо готовить учителей, способных развить у школьников не только интерес к этой дисциплине, но и помочь становлению технического мышления. Для достижения этой цели могут быть использованы практические занятия, посвященные решению задач. В статье предложен интегрированный подход к подбору и составлению задач по дисциплине классическая механика для студентов педагогических направлений и специальностей. Этот прием предполагает одновременное рассмотрение механической системы в идеальных (математически заданных) и реальных (данные эксперимента) условиях. Основой условий задач является визуальная информация, которая дает «эффект присутствия», позволяя выявить связи между величинами и построить графическую картину явления, что играет большое значение в практических задачах.

Библиографические ссылки

Бутырский Г.А. Классификация графических задач по физике и проблемы обучения их решению // Вестник ВятГУ. 2010. № 1. С. 141-146.

Васильева О.Н., Коновалова Н. В. Инженерные классы как инструмент профессиональной навигации // Высшее образование в России. 2018. № 12. С. 136-143.

Галиновский А.Л., Баданина Ю.В., Моисеев В.А. Компетентностный портрет специалиста в новых моделях инженерного образования // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. № 3. С. 139-149.

Дударева О.Б., Костомарова Е.В. Образовательная программа организации как ключевой инструмент формирования инженерного мышления обучающихся // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 126-131.

Ильин И.В. Содержание и средства дидактической поддержки курса по выбору «Принцип политехнизма в обучении физике» // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2016. № 12. С. 82-100.

Кондратьев В.В., Дреер Р., Кузнецова М.Н. Концепции инженерного образования в современных условиях // КПЖ. 2022. № 5(154). С. 43-48.

Лунегова В.В. Наглядно-графическая деятельность как средство достижения метапредметных результатов при обучении физике в школе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. № 1. С. 47-54.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе М.: Просвещение, 1977. 240 с.

Набиев Ш, Умарова Г. Роль физики и основные условия эффективности системы образования в подготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров // Теория и практика современной науки. 2016. № 5(11). С. 662-665.

Петрович Э.В., Манжиева Т.С.- Г., Акмырадова М., Гуллыева А.Ч. Экспериментальные задачи по физике в контексте системы укрупнения дидактических единиц // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4(50). С. 212-218.

План мероприятий по развитию инженерного образования на 2023-2025 годы (утвержден распоряжением № 178-р/P-92 Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения от 26.04.2023). 2023.

Похолков Ю.П. Инженерное образование России: проблемы и решения.концепция развития инженерного образования в современных условиях // Инженерное образование. 2021. № 30. С. 96-107.

Самойлов Е.А. Кейс-задания по дидактике физики в системе управления интеллектуальным развитием студентов педагогических вузов // Московский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 27-37.

Шишелова Т.И., Чиликанова Л.В., Коновалов Н.П., Созинова Т.В. Роль физики в профессиональной подготовке специалистов инженерно-технического профиля // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 2. С. 121-122.

Шкерина Л.В., Багачук А.В., Бочарова Ю.Ю. Основные подходы и принципы проектирования магистерских образовательных программ подготовки педагогов дополнительного инженерного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 4(50). С. 97-106.

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

1.
Петрович ЭВ, Сумьянова ЕВ, Хайтмурадова Б, Джавлыева М. Интегрированные задачи по механике в контексте развития инженерного образования. УО [Интернет]. 30 апрель 2024 г. [цитируется по 30 октябрь 2024 г.];14(4-2):35-43. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1572

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)