Развитие педагогической культуры родителей в региональном университетском кампусе
Ключевые слова:
педагогическая культура родителей, университетский кампус, региональный вуз, управление образованием, психолого-педагогическое просвещение, взаимодействие семьи и вузаАннотация
Статья посвящена изучению проблемы развития педагогической культуры родителей в условиях регионального университетского кампуса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения педагогической компетентности родителей для эффективного взаимодействия с детьми и образовательными учреждениями. Цель работы - выявить особенности и факторы, влияющие на формирование педагогической культуры родителей в региональном университетском кампусе, а также разработать рекомендации по совершенствованию системы управления образованием в данном направлении. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы по проблеме, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта. Эмпирическую базу составили данные, полученные в результате опроса родителей студентов Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, проживающих в кампусе «Деревня Универсиады». Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23.0. Установлено, что уровень педагогической культуры родителей характеризуется преобладанием среднего (47,2%) и низкого (31,4%) уровней. Высокий уровень выявлен лишь у 21,4% респондентов. Определены основные факторы, влияющие на развитие педагогической культуры: образовательный уровень родителей, их включенность в жизнь университета, доступность психолого-педагогической информации, наличие в кампусе специальных программ для родителей. Разработана модель управления развитием педагогической культуры родителей, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Предложены мероприятия по совершенствованию рассматриваемого процесса: создание родительского университета, проведение тренингов и семинаров, разработка информационных буклетов и онлайн- ресурсов.
Библиографические ссылки
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 2005. 147с.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 130-131.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учеб. пос. для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
Данные социологического исследования «Семья и образование», проведенного Институтом социально-политических исследований РАН в 2022 году. 2022. URL:
https://www.isras.ru/files/File/Doklad/Analit_doc_Sem_obrazovanie.pdf
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М.: Сфера, 2006. 128 с
Зинченко П.И. Университетский кампус как пространство социального развития студентов // Высшее образование в России. 2019. № 7. С.136-143.
Куликова Т.А., Пронина Н.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 232 с.
Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. 143 с.
Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Образование. Наука. Инновации. 2013. № 4(30). С.152-156.
Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2015. 368 с.
Чердынцева Е.В. Психолого-педагогические условия формирования педагогической культуры родителей // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 213-219.
Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. М.: МОДЭК, 2010. 928 с.
Harvard Family Research Project // Harvard Graduate School of Education. 2002. URL: http://www.hfrp.org/