Методы оценки и развития креативных навыков в инженерном образовании
DOI:
https://doi.org/10.25726/n8521-7487-6197-uКлючевые слова:
креативные навыки, инженерное образование, инновационные методы обучения, технические вузы России, проектно-ориентированное обучение, интерактивные образовательные платформыАннотация
Введение. В эпоху стремительного развития технологий и инноваций, особую актуальность приобретает задача культивирования креативных способностей у будущих инженеров. В России, где инженерное образование традиционно ориентировано на формирование технических навыков и компетенций, важность развития креативных умений является относительно новым направлением. Преобразование образовательных подходов и методик в вузах страны, направленное на развитие инновационного потенциала студентов, требует тщательного анализа и научного обоснования. Материалы и методы. Исследование базируется на анализе данных, полученных из 30 ведущих технических вузов России. Опросы и интервью, проведенные среди 1200 студентов и 300 преподавателей, позволили собрать информацию о существующих методах оценки и развития креативных навыков. Дополнительно, был проведен анализ 50 учебных программ и модулей, направленных на развитие креативного мышления. Методология исследования включает в себя качественный и количественный анализ, а также сравнительный подход для оценки эффективности различных образовательных практик. Результаты. Анализ показал, что в 70% вузов России применяются традиционные методы преподавания, основанные на передаче знаний без акцента на развитие креативных способностей студентов. В то же время, оставшиеся 30% институтов внедряют инновационные образовательные практики, включая кейс-метод, проектно-ориентированное обучение, и использование интерактивных платформ для креативных заданий. Эти методы показали на 45% более высокую эффективность в развитии креативных навыков по сравнению с традиционными подходами.
Библиографические ссылки
Анисимова Т.И., Шатунова О.В. STEAM образование как иновационная технология для Индустрии // " Наука и образование". 2018.
Головашкина К.В. Инновационные технологии в цифровой экономике // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития». 2020. С. 101-104.
Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А. Кейс-студия как форма реализации кейсовой технологии в обучении студентов вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. №4. 2019. С. 82-89.
Ефимчук Е.Г. Системно-креативный подход в становлении профессионального опыта студентов технического вуза // Проблемы управления качеством образования: Сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза. 2019. С. 73-78. EDN NXYMXR.
Лихолетов В.В. Пригодность инструментария теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для формирования навыков инженеров будущего // Инженерное образование. 2020. № 27. С. 6-26.
Маджугина М.А., Василевская Ю.Г. Развитие креативности студентов-дизайнеров в процессе обучения в высшей школе // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2017. № 1. С. 62-65.
Макарова Е.С. Развитие вербальной и невербальной креативности студентов с помощью разработанной программы тренингов // Сб. науч. статей 3-й Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых. Молодежь и системная модернизация страны. 2018. Т. 2. С. 47-52. DOI: 10.52070/978-5-00120-359-9 2022
Микиденко Н.Л., Сторожева С.П., Харламов А.В. Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 169-184. DOI 10.15293/2658-6762.1903.10.
Михайлова А.Г. Развитие профессионально-творческих способностей будущих инженеров в условиях непрерывного образования // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования». 2016. № 1. С. 88-92.
Попова Л.Ф., Кошелева А.С. Сохранение устойчивого развития организации при использовании аутсорсинга // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. №1. С. 186-190.
Рябчикова В.Г., Сергеева Н.А., Зайцев А.А. Развитие вербальной креативности студентов с использованием флэш-карт на занятиях по иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 214-231. DOI: 10.32744/pse.2022.3.12
Романова Г.В. Подходы к развитию креативности у студентов инженерных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30223 DOI: 10.17513/spno.30223
Сайфутдинова Г.С. Научный поиск и формирование креативности будущих инженеров в современных условиях // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2020. № 1. С. 457-461.
Сизова Ю.С. Современный предприниматель в VUCA мире - преимущества и сложности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 8 С.145-150.
Строкина А.В., Семейко С.А., Цыганкова В.Н. Стратегии развития креативности студентов в условиях цифровизации образования // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сб. науч. статей 11-й Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2021. С. 297-300. DOI: 10.54092/9781794815285
Тихомирова О.Г. Проектирование как аспект человеческой деятельности: творчество и инновации. Комплексный системный подход к управлению проектами // Журнал исследований по управлению. 2016. Т. 2, № 2. С. 2-2.
Тихомирова О.Г. Технологическое предпринимательство и инновационные образовательные технологии в цифровой экономике // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №11-1. С 162-167.