Сравнительный анализ моделей высшего образования в странах Европы и Азии: исторические корни и современные тенденции

Авторы

  • Ли Цзясинь Санкт-Петербургский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.25726/n8392-5407-7800-n

Ключевые слова:

высшее образование, Европа, Азия, сравнительный анализ, исторические корни, современные тенденции, интернационализация, академическая мобильность

Аннотация

В статье рассматривается сравнительный анализ моделей высшего образования в странах Европы и Азии с учетом их исторических корней и современных тенденций. Целью исследования является выявление особенностей и различий в системах высшего образования в данных регионах, а также определение факторов, влияющих на их развитие. В работе использовались методы сравнительного анализа, исторического обзора и статистической обработки данных. Материалами для исследования послужили научные публикации, статистические отчеты международных организаций и официальные документы стран Европы и Азии в сфере высшего образования. Результаты исследования показали, что системы высшего образования в Европе и Азии имеют значительные различия, обусловленные историческими, культурными и социально-экономическими факторами. Европейская модель характеризуется более длительной историей развития, ориентацией на либеральные ценности и индивидуальный подход к обучению. Азиатская модель, в свою очередь, отличается прагматичностью, коллективизмом и строгой иерархией в академической среде. Несмотря на различия, в последние десятилетия наблюдается тенденция к интернационализации и сближению систем высшего образования в обоих регионах. Это выражается в росте академической мобильности, внедрении международных образовательных стандартов и развитии совместных образовательных программ. Так, по данным ЮНЕСКО, количество студентов, обучающихся за рубежом, выросло с 2 млн в 2000 году до 5,3 млн в 2019 году, причем значительную долю составляют студенты из азиатских стран, обучающиеся в европейских университетах. Несмотря на существенные различия в моделях высшего образования Европы и Азии, современные тенденции глобализации и интернационализации способствуют их постепенному сближению и взаимообогащению. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более детальное изучение факторов, влияющих на трансформацию систем высшего образования, а также на разработку рекомендаций по их гармонизации и повышению эффективности.

Библиографические ссылки

Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. 2018. № 2(30). C. 154-160.

Вашурина Е.В., Вершинина О.А., Евдокимова Я.Ш., Олейникова О.Н. Возможности международных партнерств и инициатив в привлечении иностранных студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6(106). С. 55.

Жук А.А. Изменения организационных механизмов сферы высшего образования: анализ институциональной комплементарности // Вопросы регулирования экономики. 2018. № 4. С. 205-213.

Жуков А. В., Сюй Ин. Факторы модернизации высшего образования в китайском обществе в период до Синьхайской революции // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2. С. 113-121.

Иноземцева Е.С. Мировые лидеры внешней торговли на рынке услуг высшего образования: текущее состояние и перспективы // Креативная экономика. 2013. Т. 7. № 1(13) с. 77-83.

Ким И.Н. Практика формирования состава и профессиональных компетенций преподавателей вуза за рубежом // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 134-143.

Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровизации // Открытое образование. 2019. № 23(4). С. 13-22.

Крохмаль Л.А. Совершенствование модели государственной поддержки услуг высшего образования в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 5. С. 72-78.

Кузнецова В.В., Машкина О.А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния Китая // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. №2. С. 139-150.

Машкина О.А. Жизненные стратегии и ценности выпускников китайских университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5(32). С. 140-152.

Низов А.Н., Меджитова Т.И. Зарубежный опыт финансирования высшего образования // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 2.

Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование,экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2(28). С. 108-113.

Синагатуллин И.М., Горная Т.И., Яппарова Э.Н. Цифровая глобализация и ее влияние на образование // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 112-120.

Capacity Building in Higher Education Project in Central Asia (CA) / Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. 2020. November 19-20. P. 6.

Harford J. The perspectives of women professors on the professoriate: a missing piece in the narrative on gender equality in the university. Education Sciences. 2018. Vol. 8 (50). pp. 1-16.

Lvov V.V., Smirnova Z.V., Artemova E.I. State of university–employer interaction models in Russia // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No 4. P. 404.

Toll B. From Tempus to ERASMUS+: a celebration of the 30th anniversary of the cooperation opportunities in Central Asia // Higher School of Kazakhstan. 2017. № 3(19). P. 8.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Как цитировать

1.
Цзясинь Л. Сравнительный анализ моделей высшего образования в странах Европы и Азии: исторические корни и современные тенденции. УО [Интернет]. 15 январь 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(1-1):298-306. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1285

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ