Развитие навыков критического мышления у студентов в процессе получения высшего образования: методики и стратегии

Авторы

  • Ли Цзясинь Санкт-Петербургский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.25726/h7641-9039-5425-f

Ключевые слова:

критическое мышление, высшее образование, методики обучения, стратегии развития, педагогический эксперимент, тест Уотсона-Глейзера, анализ информации, аргументация

Аннотация

В эпоху стремительного развития информационных технологий и увеличения объема доступных данных критическое мышление становится необходимым навыком для успешной профессиональной деятельности и личностного роста. Целью данного исследования является анализ и систематизация методик и стратегий развития навыков критического мышления у студентов в процессе высшего образования. В работе применялись методы теоретического анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта, а также эмпирические методы, такие как анкетирование, тестирование и педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 120 студентов 2-4 курсов различных направлений подготовки из трех университетов г. Москвы. Экспериментальная группа (n=60) обучалась по специально разработанной программе, включающей в себя комплекс методик и стратегий развития критического мышления, в то время как контрольная группа (n=60) следовала традиционной программе обучения. Результаты исследования показали, что студенты экспериментальной группы продемонстрировали статистически значимое (p<0,01) повышение уровня развития навыков критического мышления по сравнению с контрольной группой. Средний балл по тесту критического мышления Уотсона-Глейзера в экспериментальной группе вырос на 18% (с 52,3 до 61,7), в то время как в контрольной группе прирост составил лишь 3% (с 51,9 до 53,5). Качественный анализ эссе студентов также показал более глубокий уровень анализа, аргументации и оценки информации у студентов экспериментальной группы. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенных методик и стратегий развития критического мышления и могут быть использованы для совершенствования образовательных программ в высших учебных заведениях.

Библиографические ссылки

Амяга Н.В., Еловикова Д.А., Чижевская И.Н. Моделирование развития комбинированных методов обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 154-160.

Васильева А.Е., Восторгова Е.В., Смелова В.Г. Модель образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся в условиях STEM-образования (на уроках технологии и во внеурочной деятельности) //Интерактивное образование. 2018. № 3. С. 17-24.

Вороничев О.Е. Проблемы и перспективы профессионально ориентированного обучения русскому языку в современном образовательном пространстве // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 123-136.

Гасанова Д.И. Рефлексивные технологии преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. // Известия ДГПУ – Психолого-педагогические науки. Т. 4. Махачкала: ДГПУ, 2017.

Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация проблемного обучения в вузе // Начальная школа плюс До и После. 2004. № 4. С. 6-12.

Еркибаева Г.Г., Илларионова Л.П., Ержакова А.Е. Формирование медиаграмотности на занятии по дисциплине «Методы работы с текстом» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 139-148.

Землянская Е.Н., Безбородова М.А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 1. С. 123-128.

Карабельская И.В. Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. 2017. № 2(20). C. 157-163.

Козилова Л.В. Педагогическая практика как условие совершенствования профессионально-ориентирующей функции педагогического образования // Современные проблемы науки и образования: сетевое издание. 2019. № 3.

Левченко В. В., Пеньковская И. И., Ушакова Е. В., Чистякова Н. А. Методика развития конкурентоспособности и практикоориентированности студентов вуза в процессе освоения гуманитарных дисциплин // Вопросы истории. 2023. № 4-2. С. 262-273. DOI 10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi50. EDN SJQGWP.

Неумоева-Колчеданцева Е.В. Теоретическое обоснование модели сопровождения личностного самоопределения студентов магистратуры в ходе педагогической практики // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. С. 11-36.

Савина Н.В., Хомкина А.А. Формирование универсальных компетенций будущих магистров педагогики // Реализация образовательных программ профессионального образования в условиях стандартизации: проблемы, поиски, решения: сборник материалов IV Всероссийского профессионально-образовательного форума. Омск: Издательство ОмГПУ, 2018. С. 237-243.

Теплова А.Б. Психолого-педагогические условия реализации программы «STEM образования для дошкольников и младших школьников» //Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций. 2018. С. 160-165.

Уалиев С.С. Почему необходимо мыслить критически? // Сборник материалов областного семинара «Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие». Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020. С. 14.

Хасеинова В.А. Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования // Сборник материалов областного семинара «Критическое мышление: исследование и устойчивое развитие». Кокшетау: Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, 2020. С. 29.

Шарипова Э.Р. Практическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 505-509.

Шарифбаева Х.Ю., Тогаев Г.Ш, Шамсиддинова Э.М. Внутренние факторы самоорганизации студентом учебной деятельности // Научный журнал. 2018. № 9. С. 32.

Шарифбаева Х.Я., Абдурашидов И.Ж.У. Общеметодическая подготовка преподавателей специальных дисциплин в технических вузах //Вестник науки и образования. 2020. № 23-3(101). С. 49-51.

Шарифбаева Х.Я., Абдурашидов И.Ж.У. Опыт подготовки преподавателей технических дисциплин в ведущих вузах мира //Вестник науки и образования. 2021. № 7-2(110). С. 27-29.

Huang Y.C., Backman S.J., Backman K.F. An investigation of motivation and experience in virtual learning environments: a self-determination theory // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. pp. 591-611.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Как цитировать

1.
Цзясинь Л. Развитие навыков критического мышления у студентов в процессе получения высшего образования: методики и стратегии. УО [Интернет]. 15 январь 2024 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];14(1-1):238-46. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1277

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ