Электронное портфолио как средство профессионального самоопределения магистрантов педагогического направления

Авторы

  • Артем Андреевич Смолянинов Сибирский федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/z9852-8768-7418-w

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, электронный портфолио, педагогическая магистратура

Аннотация

Студенты, поступающие в педагогическую магистратуру, находятся в ситуации личностного кризиса и поиска новых смыслов и перспектив профессионального развития. Исследования развития профессионального самоопределения на уровне педагогической магистратуры в условиях цифровизации крайне дефицитарны. Высоко оценивая дидактический потенциал электронного портфолио как средства цифровизации, следует отметить отсутствие системных исследований моделей его использования в профессиональном самоопределении студентов педагогической магистратуры. Цель исследования – научно обосновать модель использования электронного портфолио как средства профессионального самоопределения магистрантов педагогического направления и опытноэкспериментальным путем проверить ее результативность. В качестве ведущих методов исследования использовались: комплекс психодиагностических методик и анкетирование студентов 1 и 2 курсов педагогической магистратуры Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Для измерения когнитивного компонента профессионального самоопределения магистрантов использовались методики Л.Б. Шнейдер, Дж. Холланда; для диагностики сформированности рефлексивного компонента были выбраны методики А.В. Карпинского и А.В. Карпова. Мотивационно–ценностные компоненты изучали с помощью диагностических методик М. Рокича, А. Реана. Педагогический эксперимент доказал результативность использования электронного портфолио в профессиональном самоопределении студентов в процессе обучения в педагогической магистратуре. В ходе исследования были выделены дидактические функции и обоснованы возможности использования электронного портфолио в качестве средства профессионального самоопределения студентов, обучающихся в педагогической магистратуре. Разработана организационно-функциональная модель профессионального самоопределения магистрантов педагогического направления, включающая следующие блоки: научноцелевой, содержательный, диагностический. Значимым педагогическим условием профессионального самоопределения магистров является электронный курс «Е-портфолио в презентации и признании достижений», содержащий интерактивные задания на целеполагание, планирование, моделирование, самооценку, рефлексию, развитие навыков самопрезентации. Предложенные авторами теоретикопрактические основы использования электронного портфолио как средства профессионального самоопределения могут быть экстраполированы в дальнейших научных изысканиях, посвященных вопросам информатизации образования, развитию электронного обучени

Библиографические ссылки

Абульханова-Славская А.К. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 230 с.

Безукладников К.Э. Профессиональный портфолио как технология педагогического мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций студентов // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: материалы региональной научно-практической конференции, 18 апреля 2006 г., Пермь. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2006. 170 с.

Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9. № 4. С. 57–67.

Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 6. С. 42-53.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-54.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.

Головей Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылева. Вып. 3. СПб.,1999. С. 76–83.

Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе : дис. … канд. пед. наук. Пенза, 2010. 245 с.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9-28.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. –20 с.

Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Учительский портфолио студента-педагога // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 174–189.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 117 с.

Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 332 с.

Barrett H. C. Researching Electronic Portfolios and Learner Engagement: The Reflect Initiative // Journal of Adolescent & Adult Literacy. – 2007. – Vol. 50 (6). – P. 436–449.

Cambridge D. Eportfolios for lifelong learning and assessment. – San Francisco, CA: JosseyBass, 2010. – 288 p.

Загрузки

Опубликован

2023-08-29

Как цитировать

1.
Смолянинов АА. Электронное портфолио как средство профессионального самоопределения магистрантов педагогического направления. УО [Интернет]. 29 август 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(7):91-102. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/999

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.