Стандартизация содержания обучения русскому языку как философско-методологическая тенденция

Авторы

  • Изруддин Лукманович Дасуев Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова
  • Сацита Сайдамиевна Тазуркаева Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/t5765-6954-1428-l

Ключевые слова:

языковое образование, философско-методологические тенденции, стандартизация языкового образования, языковая личность, языковое сознание, компетентность, умение учиться, коммуникативная компетентность

Аннотация

Исследование посвящено актуальному вопросу стандартизации содержания обучения русскому языку как философско-методологическому направлению, которое объединяет, конкретизирует и улучшает содержание языкового образования. По утверждению авторов, методологическая основа методики обучения русскому языку формируется на базе философии, ее законов, закономерностей и принципов. Философия образования как раздел прикладной философии, исследующий природу образования, его цели и проблемы, предлагает новые модели образовательных систем и представляет из себя является важную теоретическую платформу и не менее важный в стратегическом отношении методологический ориентир для разработки эффективной и продуктивной технологии современного урока русского языка. Авторами был проведен теоретический анализ научной литературы по теме исследования, охарактеризован концепт «языковая личность». Уточнена сущность основных компетентностей - умение учиться и коммуникативной компетентности, направленной на формирование и развитие языковой личности обучающегося. В настоящее время в научном и образовательном пространстве доминирующими философскими тенденциями языкового образования является стандартизация содержания обучения, компетентностная направленность, ориентированность учебного процесса, переосмысление роли учителя, применение продуктивных технологий обучения русскому языку. Рассмотрение ведущих философских тенденций современности обеспечит научную платформу для определения теоретико-методических основ современного урока русского языка, осуществления его эффективного планирования и разработки результативных технологий.

Библиографические ссылки

Баранников А.В. Реформы и стандарты образования в правовом контексте (опыт зарубежных стран) // Педагогика. 2009. №4. С. 114-126.

Боринштейн Е. Социокультурные особенности языковой личности // Социальная психология. 2004. №5 (7). С. 63-72.

Зимняя И.В. Вербально-коммуникативная функция в восприятии и пустом тексте // Психологические механизмы пустого и восприятия текста. М.: МГПИИЯ, 1985. Вып. 243. С. 23.

Карасик В.И. Языковой круг личности, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. 477 с.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 263 с.

Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М.: Гнозис, 2001. 270 с.

Кремень В.Г. образование и общество в парадигме синергетического мышления // Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 5-11.

Иванова М.В. Историческая грамматика русского языка: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 128 с.

Иванова М.В. Алфавитно-частотный указатель словоформ «Жития Стефана Пермского». Депонированная рукопись № 24353 от 03.03.1986. М.: ИНИОН, 1986. 896 с.

Сергеев А.Г., Терегеря, В.В. Стандартизация Текст. М., 2002. 236 с.

Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996.

Судаков В.В. Стандарты общего среднего образования в регионах Российской Федерации. М: Педагогическое общество России, 1999.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135- 157.

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

1.
Дасуев ИЛ, Тазуркаева СС. Стандартизация содержания обучения русскому языку как философско-методологическая тенденция. УО [Интернет]. 30 июнь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(8):160-5. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/975