Принцип художественного общения как средство повышения исполнительской культуры в музыкальном коллективе
DOI:
https://doi.org/10.25726/v1585-6365-6740-bКлючевые слова:
исполнительская культура, музыкальный коллектив, художественное общение, принципАннотация
Проблема методологической переориентации художественно-коммуникативной подготовки будущих исполнителей в сфере художественного образования свидетельствует о необходимости ее теоретического переосмысления в контексте новых образовательных технологий. Теоретикометодологическая стратегия решения проблем нашего исследования основывается на применении системного, аксиологического, культурологического, личностно-ориентированного, компетентностного, диалогического, синергетического, деятельностного подходов. Поскольку творчески презентативный компонент художественно-коммуникативной культуры обусловлен спецификой художественного общения на почве искусства, смыслотворение субъектов взаимодействия проявляется в различных видах художественно-коммуникативной деятельности (слушательской, музыкально-аналитической, интерпретаторской, оценочной, риторической и тому подобное). К фундаментальному уровню общенаучной методологии относится системный подход. Любая система, по определению исследователей-системологов, характеризуется упорядоченностью связей и отношений между компонентами, элементами, а также их целостность, интегративность, что имеет особенности в различных системных объектах. В контексте деятельностного подхода художественно-коммуникативная культура будущего исполнителя рассматривается нами как совокупность культуротворческих элементов, регулирующих коммуникативную деятельность исполнителя и формируются, функционируют, развиваются через налаживание эмоционально-психологического контакта с учеником в процессе взаимодействия. Управление взаимодействием проявляется на уроке музыки в качестве разновекторной направленности деятельности исполнителя: управление собой, учениками, личностноориентированными взаимоотношениями и тому подобное.
Библиографические ссылки
Арутюнова Н.Д. Стиль Достоевского в рамке русской картины мира // Язык и мир человека. Москва: Языки русской культуры, 1999. С. 846 870. ISBN 5-7859-0027-0.
Ашимбаева Н.Т. Достоевский. Контексты слов. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2014. 232 с. ISBN 978-5-906357-15-1.
Бадалова Е.Н. Концептосфера романа Достоевского Ф.М. «Идиот» // диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01. Астрахань, 2017. С. 180.
Басалаев С.Н. Системная интерпретация сценического общения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Томск: ТГУ, 2018. Вып. 29. С. 43-62.
Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). Москва : Языки русской культуры, 1997. 576 с.
Дуров А.А. Концепция «большого диалога» Бахтина М.М. как методологическая основа исследования народной культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. Выпуск 60. С. 45-51.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя. Москва: Просвещение, 1981. 192 с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. Москва: Просвещение, 1989. 191 с.
Казахватова Л.А., Сибирякова Г.Г. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 395.
Лукьянова Е.П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля. Дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08, Екатеринбург, 2006. 174 с.
Тагильцева Н.Г., Курлапов М.Н. Диагностика развитости коммуникативных навыков младших школьников-участников скрипичного ансамбля // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 68-75.
Чувакин А.А., Малыгина Э.В. К построению филологической теории коммуникации: статья третья // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. №1. С. 77-88.