Принцип художественного общения как средство повышения исполнительской культуры в музыкальном коллективе

Авторы

  • Михаил Николаевич Курлапов Уральский федеральный университет имени первого Президента России Ельцина Б.Н.

DOI:

https://doi.org/10.25726/v1585-6365-6740-b

Ключевые слова:

исполнительская культура, музыкальный коллектив, художественное общение, принцип

Аннотация

Проблема методологической переориентации художественно-коммуникативной подготовки будущих исполнителей в сфере художественного образования свидетельствует о необходимости ее теоретического переосмысления в контексте новых образовательных технологий. Теоретикометодологическая стратегия решения проблем нашего исследования основывается на применении системного, аксиологического, культурологического, личностно-ориентированного, компетентностного, диалогического, синергетического, деятельностного подходов. Поскольку творчески презентативный компонент художественно-коммуникативной культуры обусловлен спецификой художественного общения на почве искусства, смыслотворение субъектов взаимодействия проявляется в различных видах художественно-коммуникативной деятельности (слушательской, музыкально-аналитической, интерпретаторской, оценочной, риторической и тому подобное). К фундаментальному уровню общенаучной методологии относится системный подход. Любая система, по определению исследователей-системологов, характеризуется упорядоченностью связей и отношений между компонентами, элементами, а также их целостность, интегративность, что имеет особенности в различных системных объектах. В контексте деятельностного подхода художественно-коммуникативная культура будущего исполнителя рассматривается нами как совокупность культуротворческих элементов, регулирующих коммуникативную деятельность исполнителя и формируются, функционируют, развиваются через налаживание эмоционально-психологического контакта с учеником в процессе взаимодействия. Управление взаимодействием проявляется на уроке музыки в качестве разновекторной направленности деятельности исполнителя: управление собой, учениками, личностноориентированными взаимоотношениями и тому подобное.

Библиографические ссылки

Арутюнова Н.Д. Стиль Достоевского в рамке русской картины мира // Язык и мир человека. Москва: Языки русской культуры, 1999. С. 846 870. ISBN 5-7859-0027-0.

Ашимбаева Н.Т. Достоевский. Контексты слов. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2014. 232 с. ISBN 978-5-906357-15-1.

Бадалова Е.Н. Концептосфера романа Достоевского Ф.М. «Идиот» // диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01. Астрахань, 2017. С. 180.

Басалаев С.Н. Системная интерпретация сценического общения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Томск: ТГУ, 2018. Вып. 29. С. 43-62.

Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). Москва : Языки русской культуры, 1997. 576 с.

Дуров А.А. Концепция «большого диалога» Бахтина М.М. как методологическая основа исследования народной культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. Выпуск 60. С. 45-51.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя. Москва: Просвещение, 1981. 192 с.

Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. Москва: Просвещение, 1989. 191 с.

Казахватова Л.А., Сибирякова Г.Г. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 395.

Лукьянова Е.П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля. Дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08, Екатеринбург, 2006. 174 с.

Тагильцева Н.Г., Курлапов М.Н. Диагностика развитости коммуникативных навыков младших школьников-участников скрипичного ансамбля // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 68-75.

Чувакин А.А., Малыгина Э.В. К построению филологической теории коммуникации: статья третья // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. №1. С. 77-88.

Загрузки

Опубликован

2022-12-01

Как цитировать

1.
Курлапов МН. Принцип художественного общения как средство повышения исполнительской культуры в музыкальном коллективе. УО [Интернет]. 1 декабрь 2022 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];12(11):100-6. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/678