Проблемы и возможности онлайн-медиации при участии детей с ОВЗ в системе образования: контекст Арктики и Крайнего Севера

Авторы

  • Екатерина Алексеевна Груздева Сибирский федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/u3089-7974-4047-i

Ключевые слова:

медиация, конфликты, онлайн-медиация, образование, Арктика, Крайний Север.

Аннотация

Рассматриваются проблематика и возможности внедрения инновационного способа разрешения конфликта при помощи медиатора с использованием средств ИКТ (онлайн-медиация) в общеобразовательных учреждениях в аспекте климатических особенностей территорий Арктики и Крайнего Севера, специфики удаленного местоположения и развития образовательной системы в целом. Проводится мониторинг общеобразовательных учреждений на предмет использования медиативной процедуры, разработки медиативных программ, применяемых методов. Посредством социологического исследования выявляется специфика организационной структуры школьных служб медиации, проблематика функционирования, виды и причины конфликтогенных ситуаций. Прослеживаются основные пробелы в образовательной системе арктических территорий, которые негативно влияют на масштабное и эффективное внедрение медиации. Высокий интерес России к арктическим территориям, прежде всего, связан с экономического возможностями. Арктика является стратегической платформой, приоритетным направлением в вопросах обороноспособности и главным источником углеводородных запасов. Особенность месторасположения позволяет усилить финансовую позицию страны. Вместе с этим особенность месторасположения сказывается на суровом климате, миграционном потоке и проблеме доступности образования. Особая роль уделяется возможностям онлайн-медиации при разрешении конфликтов с участием детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий. Делается вывод о необходимости усовершенствования образовательной системы арктических территорий в части подготовки специалистов в области медиации и в целом конкурентоспособных кадров, владеющих средствами ИКТ, а также с целью разнообразия форматов предоставления информации и повышения эффективности обучения. Объясняется необходимость развития альтернативной медиации и внедрения онлайн-медиации.

Биография автора

Екатерина Алексеевна Груздева, Сибирский федеральный университет

аспирант кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования

Библиографические ссылки

Витвицкий А. Северная школа. Проблемы и решения в сфере образования в Арктике // Аргументы и факты. 2020. https://aif.ru/society/education/severnaya_shkola_problemy_i_resheniya_v_sfere_obrazovaniya_v_arktike.

Особенности развития системы образования в арктических регионах Российской Федерации / Официальный сайт члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александра Константиновича Акимова. 2020. https://aleksandrakimov.ru/posts/osobennosti-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-v-arkticheskih-regionah-rossiyskoy-federacii.

Смолянинова О.Г, Коршунова В.В. Отношение участников образовательного пространства Красноярского края к медиативным практика // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 7-27.

Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Валеев А.С. К вопросу о функциях педагогической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 196-199.

Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2007. Сер. 6. Вып. 2. Ч. 1. С. 151-158.

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ / СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/.

Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края / krskstate.ru. http://w ww.zakon.krskstate.ru/0/doc/43599.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : метод. рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

Fisher, Roger, & William Ury (with Bruce Patton, ed.) (1991), “Getting to Yes: Negotiating Agreement without giving in”, 2nd ed., NY Penguin Books.

Walton, Richard & Robert McKersie(1965) A Behavioral Theory of Labor Negotiations NY McGraw Hill.

Baruch Bush R.A., & Joseph Folger (1994), “The Promise of Mediation”, California Jossey-Bass.

National Conference on the Causes of Popular Dissatisfaction with the Administration of Justice: Pound Conference April 7-9,1976 St. Paul, MN, Volume I; National Center of State Courts, Williamsburg, VA.; NCSC Libraryecollection

Lipsky, David, Ronald Seeber, Lavinia Hall (eds.) (2004), “An Uncertain Destination: the development of conflict management systems in U.S. corporations” in Alternative Dispute Resolution in the Employment Arena-Estreicher & Sherwyn, eds. (2004); The Hague, Kluwer Law International.

Villa-Vicencio, Charles (2009), “Walk with us and listen. Political Reconciliation in Africa”, Washington D.C. Georgetown University Press, p. 172.

Rigby, K. (2010). Bullying interventions in schools: Six basic methods (See Chapter 6: ‘Mediation’). Camberwell, ACER. Republished (2012: Boston/Wiley - American edition)

Загрузки

Опубликован

2021-05-11

Как цитировать

1.
Груздева Е. Проблемы и возможности онлайн-медиации при участии детей с ОВЗ в системе образования: контекст Арктики и Крайнего Севера. УО [Интернет]. 11 май 2021 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];11(3):10-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/65