Педагогические основы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к духовной музыке праздников

Авторы

  • Оксана Ивановна Иванова Коррекционный реабилитационно-образовательный центр ОСП «Раменки»

DOI:

https://doi.org/10.25726/d3668-3884-8870-h

Ключевые слова:

педагогические основы, музыка православных праздников, дети с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

Целью данной статьи является вопрос определения и разработки педагогических основ приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к музыке православных праздников: дидактическая система взаимосвязи педагогов и учащихся, содержания и средств (формы, методы, приемы) обучения на основе сочетания религиозно-духовного и культурологического компонентов в содержании музыкально-образовательной деятельности. В развитии современного национального образования особое значение приобретает процесс становления и полноценного развития жизненно-творческой личности, раскрытие его личностно-индивидуальных качеств и задатков, осознание самоценности и самодостаточности, приоритетности общечеловеческих ценностей. Особенно важным и определяющим в процессе личностного роста является дошкольный период, который создает основу для динамических изменений в дальнейшем онтогенезе человека. Именно этот период ученые сравнивают с заложением фундамента здания, от качества и надежности которого будет зависеть вся красота и величие будущего сооружения. Кроме того, современное состояние развития общества аккумулирует необходимость гуманизации образовательного процесса, признания личности главной ценностью бытия, гармонии человека, природы и общества. Приоритетным при этом возникает создание эмоционально-стимулирующего учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установление доверительных межличностных отношений между педагогом и детьми, направленности учебного процесса на развитие потенциала и творческих способностей детей и отказ от авторитарной педагогики и педагогического давления на детей. Формальная передача знаний и социальных норм в традиционной педагогике продемонстрировала неспособность сформировать целостную самодостаточную личность, готовую к самореализации и осознанного и ответственного выбора в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Библиографические ссылки

Грязнова Т.М. Духовная музыка и ее нравственно-эстетические функции: на материале русского православия: дисс. ... канд. философ. наук. Саранск, 1999. 141 c.

Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1: Введение в педагогическую специальность. Теория и методика воспитания. М.: Православ. Св.-Тихон. гуманитар. унт, 2004. 193 с.

Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособ. для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2008. 319 с.

Крестовский А.В., Беловолов В.А. Духовно-нравственное воспитание как социальнопедагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2007. №3. С. 192-198.

Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учеб. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 274 с.

Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М.: «Academia», 1999. 172 с.

Рапацкая Л.А. Православный музыкальный ренессанс в отечественном искусстве и образовании: диалог культур // Ценности и смыслы. 2017. №5. С. 32-43.

Щукин С.С. О религиозном воспитании детей / протоиерей Сергей Щукин. М.: Переделкино-Издат, 2009. 46 с.

Bates, D., Maechler, M., Bolker, B., and Walker, S. (2014). lme4: linear mixed-effects models using. arXiv. [preprint]. doi: 10.18637/jss.v067.i01

Cogo–Moreira, H., Andriolo, R. B., Yazigi, L., Ploubidis, G. B., de Ávila, C. R. B., and Mari, J. J. (2012). Music education for improving reading skills in children and adolescents with dyslexia. Cochrane Database Syst. Rev. 8:CD009133. doi: 10.1002/14651858.CD009133.pub2

Corrigall, K. A., and Trainor, L. J. (2011). Associations between length of music training and reading skills in children. Music Percept. 29, 147–155. doi: 10.1525/mp.2011.29.2.147

Elmer, S., Greber, M., Pushparaj, A., Kühnis, J., and Jäncke, L. (2017). Faster native vowel discrimination learning in musicians is mediated by an optimization of mnemonic functions. Neuropsychologia 104, 64–75. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2017.08.001

Francois, C., Chobert, J., Besson, M., and Schon, D. (2013). Music training for the development of speech segmentation. Cereb. Cortex 23, 2038–2043. doi: 10.1093/cercor/bhs180

Gordon, R. L., Fehd, H. M., and McCandliss, B. D. (2015). Does music training enhance literacy skills? Front. Psychol. 6:1777. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01777

Piazza, M., Izard, V., Pinel, P., Le Bihan, D., and Dehaene, S. (2004). Tuning curves for approximate numerosity in the human intraparietal sulcus. Neuron 44, 547–555. doi: 10.1016/j.neuron.2004.10.014

Загрузки

Опубликован

2021-08-15

Как цитировать

1.
Иванова ОИ. Педагогические основы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к духовной музыке праздников. УО [Интернет]. 15 август 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(4):169-78. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/138