Психологические факторы развития межкультурной компетентности иностранных студентов

Авторы

  • Фань Тао Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

DOI:

https://doi.org/10.25726/h1142-7616-1433-w

Ключевые слова:

глобализация, межкультурная компетентность, социальное взаимодействие, межкультурный обмен, социокультурная адаптация

Аннотация

Процессы глобализации в современности характеризуются высокой интенсивностью и многогранностью. Первичными элементами глобализации являются люди, населяющие планету. Среди студентов межкультурный обмен особенно интенсивен и сложен. Большой проблемой для студентов разных национальностей является совмещение усилий по развитию межкультурной компетентности с освоением основной образовательной программы в учебном заведении. С одной стороны, студенты сталкиваются с академической нагрузкой, с другой стороны – с вызовами новой среды межличностного взаимодействия. Успех формирования межкультурной компетентности у обучающихся университетов и вузов зависит от нескольких субъектов в равной степени – в первую очередь, от самих иностранных студентов, как самостоятельных личностей и принадлежащих к собственной культуре людей, от коллектива образовательного учреждения и его студентов, а также от общества в целом, как от более широкой среды, в которую прибывает иностранный студент. Комплексный подход к стимулированию развития межкультурной коммуникации в этих условиях требует от студентов-иностранцев одновременного поддержания интереса к новой культуре, мотивации к знакомству с ней и, вместе с тем, признания уникальности социально-культурного опыта их самих, предоставления им возможности проявить свои особенности. Отдельной задачей для администраций образовательных учреждений является пресечение формирования в них малых этнических групп для исключения случаев, когда принадлежность к такой группе препятствует студентам в процессе их аккультурации в новой среде. В целом же, формирование межкультурной компетентности у студентов, пребывающих в страну для обучения из других стран, не сводится к определенным действиям руководства вузов, а требует комплексного обеспечения обучающимся психологического комфорта в новой среде.

Библиографические ссылки

Гридунова М.В., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Межкультурная компетентность и факторы «Большой пятерки»: к постановке проблемы. // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. №2(22). С. 140-145.

Гриценко В.В., Зинурова Р.И., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Малышев И.В., Новикова И.А., Хухлаев О.Е., Черная А.В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов. // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17. № 1. С. 102-112.

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций от 08 сентября 2000 г. Принята резолюцией № 55/2.

Иващенко А.П. Этническая идентичность и миграция в современном мире // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 1(5). С. 5-7.

Клушина Н.П., Маслюков Р.С. Формирование межкультурной компетентности иностранных студентов в Российских вузах. // Гуманитарные и социальные науки. 2022. №Т. 91. № 2. С. 152-158.

Колобова Л.В. К вопросу формирования межкультурной компетенции // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 100-103.

Почебут Л.Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Научная социология. 2012. Т. 184. Вып. 172. С. 14-18.

Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // ЖССА. 2007. № 1. С. 125-139.

Серебрякова Р.В. Межкультурная коммуникативная компетентность как необходимое условие осуществления эффективной межкультурной коммуникации // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2017. №4(97). С. 68-71.

Чикер В.А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов. СПб.: Речь, 2007. 368 с.

Юлдашева Ф.Х. К вопросу о взаимосвязи глобализации и цивилизации. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №2(6). С. 36-37.

Загрузки

Опубликован

2024-02-15

Как цитировать

1.
Тао Ф. Психологические факторы развития межкультурной компетентности иностранных студентов. УО [Интернет]. 15 февраль 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(2-1):223-30. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1343

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ