Оценка институциональных условий реализации программы «Земский учитель» в регионах России

Авторы

  • Максим Александрович Головчин Вологодский научный центр Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.25726/d1582-9241-0230-m

Ключевые слова:

сельская школа, кадры, программа «Земский учитель», контент-анализ, нормативно-правовая документация, институциональные условия

Аннотация

В статье рассматриваются институциональные основания, необходимые для реализации в регионах России программы «Земский учитель» как комплекса действий, направленных на решение кадровых проблем сельской школы путем предоставления педагогам единовременных компенсационных выплат в рамках конкурса. С этой целью был проведен контент-анализ нормативно-правовой документации, оговаривающей конкурсные условия, которые предъявляются к претендентам на получение выплаты в рамках реализации задач программы. В ходе контент анализа были выделены аналитические единицы – критерии, учет которых позволит эффективно реализовать программные действия для решения актуальных проблем не только сельской школы, но и села в целом (привлечь в села молодых учителей с их семьями; педагогов, которые могут преподавать более одного предмета; уроженцев села; создать барьеры для проявлений оппортунизма в рамках распределения финансовых средств и т.д.); проведен поиск этих единиц в текстах правовых документов и рассчитан итоговый балл, отражающий уровень сформированности институциональных условий для реализации программы в отдельных регионах. В итоге регионы-участники программы были объединены в четыре группы по значению итогового балла: с высоким уровнем сформированности соответствующих условий (5 территорий), с уровнем выше среднего (47 территорий), с уровнем ниже среднего (23 территории), с низким уровнем (3 территории). Таким образом, регионы в настоящее время не полностью готовы к реализации программных действий, в части из них не предусмотрены риски использования средств выплат уже работающими в школах педагогами. Все это ставит под сомнения перспективы программы, которая рассчитана до 2023 года включительно. На основе данных контент-анализа рассмотрены достоинства и недостатки программы, а также предложены меры по доработке в будущем инициативы в рамках государственной программы «Развитие образования».

Библиографические ссылки

Бутузова Л. Вымирание по плану. Вслед за больницами в деревнях закрывают школы // Новые известия. https://newizv.ru/news/society/03-07 2018/vymiranie-po-planu-vsled-za-bolnitsami-vderevnyah-zakryvayut-shkoly

В Общественной Палате РФ подвели промежуточные итоги онлайн-опроса о начале реализации проекта «Земский учитель». https://www.eseur.ru/V_Obschestvennoy_palate_RF_podveli_promejutochnie_itogi_onlaynoprosa_o_nachale_realizacii_proekta_Zemskiy_uchitel/

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (приложение №23) // СПС «Гарант». http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования. 2020. Вып. 18. С. 1-17.

Ивушкина А., Костенко Я. Лес рук: на село поедут меньше 2 тыс. педагогов в год // Известия. https://iz.ru/928323/anna-ivushkina-iaroslava-kostenko/les-ruk-na-selo-poedut-menshe-2-tyspedagogov-v-god

Кабмин уточнил правила финансирования по программе "Земский учитель" // ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/10921025

Колесникова К. Ждут учителя // Российская газета. https://rg.ru/2019/02/20/olga-vasileva-vselskih-shkolah-ne-hvataet-12-tysiach-pedagogov.html

Кулюшин Е.Н. Влияние существующей институциональной среды на институциональные отношения как фактор роста экономического потенциала государства // Экономические науки. 2010. №8 (69). С. 42-45.

Леонидова Г.В., Головчин М.А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала // Проблемы развития территории. 2019. № 4 (102). С. 7- 25. DOI: 10.15838/ptd.2019.4.102.1

Ломакина Т.Ю., Сергеева М. Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. Курск, 2011. 284 с.

Милехин А. Благодаря земским учителям закрываются вакансии по самым востребованным предметам в сельской местности // Вестник образования. https://vestnik.edu.ru/main-topic/andrei-milekhin-blagodaria-zemskim-uchiteliam-zakryvaiutsia-vakansii-po-samym-vostrebovannym-predmetam-v-selskoi-mestnosti

Минпросвещения не ставит перед регионами задачу оптимизации сельских школ // ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/6268330

Профсоюзы призвали вместо программы "Земский учитель" поддерживать всех педагогов на селе // ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/6205937

Савицкая Н. Предварительные итоги программы "Земский учитель" неоднозначны // Независимая газета. https://www.ng.ru/education/2020-03-11/8_7814_education2.html

Смолин О.Н. Образование. Политика. Закон. Федеральное законодательство как фактор образовательной политики в современной России. М.: Культурная революция, 2010. 968 с.

Спасет ли «Земский учитель» школы // Вести образования. https://vogazeta.ru/articles/2019/11/22/edpolitics/10519-spaset_li_zemskiy_uchitel_shkoly

Трушин А. В глубинку за миллионом. Кому нужна программа «Земский учитель»? // Огонёк. 2020. №2. С. 27.

Цирюльников А.М. Миллион не поможет // Народное образование. 2021. №1. С. 33-36.

Шматков К. Это унижение: учителям пообещали миллион за переезд в деревню – они возмущены // Новосибирск-онлайн. https://ngs.ru/text/education/2019/02/25/65989971/

Adams P. Education policy: explaining, framing and forming // Journal of Education Policy. 2016. no. 31. pp. 290-307. DOI: 10.1080/02680939.2015.1084387

Chen Z., Zheng L. The institutional environment and the performance of private enterprises: population ecology and the institutional school revisited // J. Chin. Sociol. 2015. no. 2. p. 16. DOI: 10.1186/s40711-015-0018-6

Загрузки

Опубликован

2021-08-15

Как цитировать

1.
Головчин МА. Оценка институциональных условий реализации программы «Земский учитель» в регионах России. УО [Интернет]. 15 август 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(4):83-98. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/129