Цифровые инструменты как драйвер в медицинском образовании
DOI:
https://doi.org/10.25726/q9791-6615-0669-kКлючевые слова:
цифровые инструменты, инновационные методы, цифровое медицинское образования, образовательные проекты, иммерсивные технологии, виртуальная реальностьАннотация
Интересом к исследованию современных цифровых инструментов в медицинском образовании послужили современная цифровизация медицинского образования в России и функционирование электронной образовательной информационной системы (LMS) в системе высшего и среднего профессионального образования. Рост интереса в оптимизации процесса обучения медицинского персонала подтверждается увеличением числа научных публикаций в области разработок программ обучения с применением искусственного интеллекта (ИИ). Целью исследования стало выявление наиболее эффективных современных цифровых медико-образовательных цифровых инструментов, определение их эффективности в роли предоставления качественных медицинских знаний, рентабельности их использования как тренажеров для подготовки высококвалифицированных специалистов в медицинском образовании и для проведения контроля знаний. В ходе работы выявлено, что на сегодняшнее время электронная образовательная информационная система в полном объёме обеспечивает освоение образовательных программ независимо от места нахождения обучающихся и решает такие задачи, как: расширение доступа студентов, их родителей, преподавателей, деканатов к электронной образовательной информационной среде; обеспечение объективности контроля знаний; активизация самостоятельной работы; создание более гибкой образовательной траектории для разных слоев населения; индивидуализация обучения. Практическая часть исследования направлена на выявление особенностей цифровых инструментов в обучении студентов медицинских вузов как образовательного продукта, разработанного на основе технологий виртуальной, смешанной и дополнительной реальности, технологий с применением ИИ, с целью описания преимуществ и основных способов передачи потенциала данных инструментов и технологий. Сделан вывод, что виртуализация учебных материалов в образовательном процессе благодаря применению преподавателями современных информационных технологий помогает лучшему восприятию, осмыслению и усвоению информации студентами, с одной стороны, и развитию цифровой грамотности и цифровых компетенций самих преподавателей, с другой. Методы исследования: эмпирические и квалиметрические (наблюдение и качественный анализ информации). Методологический подход включал в себя принципы интегрированного подхода с использованием сравнительно-аналитического метода. Практическая значимость проявилась в том, что изложенный в статье материал актуален и полезен в педагогической деятельности на современном этапе образования, а также в возможности использования рассмотренных интернет-ресурсов для внедрения этих цифровых инструментов обучения в медицинское образование.
Библиографические ссылки
Азевич А.И. Модели использования иммерсивных технологий обучения в деятельности учителя информатики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2021. Т. 18, № 2. С. 152-161.
Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Гриценко В.И., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Смирнов К.В. Цифровая грамотность для экономики будущего. М.: Издательство НАФИ. 2018. С. 86.
Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ. 2019. C. 84.
Аникина В.Г., Хозе Е.Г., Стрижова И.В. Динамика психических состояний обучающихся, работающих с дидактическими VR-программами с использованием технологий виртуальной реальности. Экспериментальная психология. 2021. Том 14, № 4. С. 123-141
Боголепова С.В., Малкова Н.В. Использование потенциала современных систем управления обучением в вузовском образовании // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 105- 112.
Где используют VR: от детского образования до промышленной безопасности // Электронное издание об образовании, профессиональном и карьерном росте «медиа Нетологии» от 09.12.2019. Режим доступа: https://netology.ru/blog/12-2019-vr-in-business (дата обращения: 10.07.2023).
Зайнуллина М.Р., Морозова Я.И. Использование виртуальной, дополненной и смешанной реальности в образовании // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2020. №19. С. 62-67.
Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополнительной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. №3 (108). С. 88-107.
Корнилов Ю.В., Попов А.А. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68(2). С. 171-174.
Криш Ч., Лю Ц., Нозибеле Г. Преодоление цифрового разрыва: измерение цифровой грамотности // Материалы экономических дискуссий. 2017. № 69. URL: http://www.economics-ejournal.org/economics/discussionpapers/2017-69 (дата обращения: 11.07.2023).
Кун С., Мюллер Н., Кирхгесснер Э. Цифровые навыки для студентов-медиков – качественная оценка учебной программы 4.0 «Медицина в цифровую эпоху» // GMS. 2020. № 37(6).
Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дремова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 105-115.
Малова Ю.А., Дьякова Е.А. Оценка возможностей использования иммерсивных 3d технологий в образовании. Инновационные научные исследования. 2021. № 2-3(4). С. 23-33.
Маль Г.С. Роль компьютерного тестирования в образовательном процессе медицинского вуза // Вузовская педагогика 2021: Сборник статей Всероссийской науч.-педагогической конф. с международным участием (Красноярск, 3-4 февраля 2021 г.), Красноярск, 03-04 февраля 2021 г. / Соловьева И. А., председатель редакционного совета. Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск). 2021. С. 295-299.
Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Цифровизация высшего образования: возможные пути развития // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 5-18.
Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
Приказ МЗСР России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (в редакции Приказа МЗСР России от 12.04.2012 г. № 348).
Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2017 г. № 1526р «Об изменениях в перечне услуг в сфере здравоохранения, оказываемых в электронной форме».
Саед С., Растоджи А., Бансал А., Кумар А. Будущее электронного обучения в медицинском образовании – восприятие, готовность и проблемы в развивающейся стране // Цифровое образование. 2021. Т. 6. С. 1-9.
Сергеев С. Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования // Биотехносфера. 2010. №2 (8). С. 15-20.
Стародубов В.И., Зарубина Т.В., Сидоров К.В., Швырев С.Л., Раузина С.Е., Королева Ю.И. Нормативно-справочная информация при построении электронного здравоохранения в России: взгляд на проблему // Врач и информационные технологии. 2017. № 2. С. 19-28.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 10.07.2023).
Хозе Е.Г. Виртуальная реальность и образование // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10, № 3. С. 68-78.
Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16.
Шаушенова А.Г. Жумасеитова С.Д., Онгарбаева М.Б. Методические основы контроля знаний студентов в системе дистанционного обучения // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. С. 206-211.
Aczél Petra: «Virtuális valóság az oktatásban – Ment-e a VR által az oktatás elébb? «Információs Társadalom, XVII». évf. (2017). 4 szám, pp. 7-24.
Agibova I.M., Fedina O.V. Fundamental education in university in development of future teachers' professional competences // European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Volume LXXVIII – IFTE. pр. 249-259.
Azevich A.I. Virtual reality: educational and methodological aspects (in Engl.) // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. The series «Informatization of education». 2019. Т. 16. №4. С. 338- 350.
Baeva L.V. et al. Digital turn in russian education: from problems to possibilities // Tsennosti i Smysly. 2020. Vol. 5. № 69. P. 28-44.
Belch D. Disrupting LD with immersive learning // Training Industry. Mar/Apr 2019. Режим доступа: https://trainingindustry.com/magazine/mar-apr2019/disrupting-ld-with-immersive-learning/ (дата обращения: 11.07.2023).
Calvet L., Bourdin P., Prados F. Immersive technologies in higher education: Applications, challenges, and good practices // ACM International Conference Proceeding Series. 2019. P. 95-99.
Dede C. Immersive Interfaces for Engagement and Learning // Science. 2009. vol. 323. № 5910. pp. 66–69.
Gisler J. et al. Work-in-Progress-enhancing training in virtual reality with hand tracking and a real tool // Proceedings of 2021 7th International Conference of the Immersive Learning Research Network, iLRN 2021. 2021.
Hancock P.A., Hoffman R.R. Keeping up with intelligent technology // IEEE Intelligent Systems. 2015. vol. 30. № 1. pp. 62-65.
Kornilov Y.V. Immersive approach in education. // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. vol. 8 P. pp. 174-178.