Инновационные методы обучения немецкому языку в неязыковом вузе в России

Авторы

  • Малютхан Абдул-Хаджиевна Арсаханова Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Хеда Зайндиевна Хаджимурадова Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/r6353-1253-4174-b

Ключевые слова:

немецкий язык, неязыковой вуз, инновационные методы обучения, интерактивные технологии, групповая работа, аутентичные материалы

Аннотация

В настоящее время вузы России стремятся обновлять методы обучения иностранным языкам, внедряя инновационные подходы, адаптированные к современным требованиям. Одной из важных проблем является развитие преподавания немецкого языка на непрофильных факультетах. Цель данной статьи заключается в анализе существующих методов и разработке эффективных инновационных подходов к преподаванию немецкого языка на непрофильных факультетах. В рамках исследования был проведён анализ учебных программ и методических материалов по немецкому языку для непрофильных факультетов одного из ведущих Чеченской Республики. Кроме того, было проведено анкетирование среди 99 студентов 1-2 курсов по 5-балльной шкале оценки удовлетворённости различными аспектами преподавания. По результатам исследования были разработаны инновационные методы обучения, включающие использование интерактивных заданий, IT-технологий, групповой работы, работы с аутентичными текстами на немецком языке. Пилотный эксперимент показал повышение мотивации и эффективности обучения у студентов по сравнению с традиционными методами. Оценка результативности различных форм работы свидетельствует об их высокой эффективности для формирования языковых и профессиональных компетенций обучающихся.

Библиографические ссылки

Борщева В.В. Особенности использования массовых открытых онлайн курсов в обучении иностранному языку для специальных целей // Вестник Пермского национал. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. № 1. С. 86-95.

Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Сидорина М.С. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.

Василькова А.П., Рудакова Л.Е. Дистанционное обучение в условиях самоизоляции: опыт работы кафедры иностранных языков. Первый Санкт-Петербургский государственный медецинский университет им. И.П. Павлова // Электронный научный журнал. 2020. № 6 (35). С. 27-33.

Герасимова А.М., Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Бобунова А.С., Латыш А.Ф., Зыкова А.В., Карандасова Е.Д., Кутепова О.С., Старицына С.Г. Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика: монография; под научной редакцией Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. Москва: Учебный центр «Перспектива», 2021. 284 с.

Евдокимова М.Г. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в среде информационно-коммуникационных технологий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 16 (655). С. 41-47.

Ефимова Ю.А., Белкина А.П. Об особенностях процесса современного обучения иноязычному общению // Современный ученый. 2017. № 3. С. 90-94.

Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. Москва. Флинта: Наука, 2017. 320 с.

Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.08. Брянск, 2002. 168 с.

Касаткина С.В. Особенности обучения иностранному языку студентов с низким уровнем владения в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. №2 (93). С. 103-106.

Коннова З.И., Семенова Г.В. Активизация познавательной деятельности студентов при формировании социокультурной и социолингвистической компетенций // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 4. С. 91-98.

Маринская А.П. Современные принципы обучения профессионально-ориентированной лексике в техническом вузе // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). С. 168-174. DOI: i0.25726/w5785-i669-5856-h.

Соловьева И.В., Замковая М.А. Дистанционное обучение иностранным языкам студентов неязыковых специальностей в условиях пандемии COVID-19 // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 3 (76). С. 64-79.

Сороковых Г.В. Персонификация обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Лингвистика и лингводидактика: Сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции, под редакцией А.В. Кирилловой, М.В. Шуруповой. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 243- 250.

Сороковых Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2013. №4. С. 79-82.

Сороковых Г.В. Цифровое поле межкультурного иноязычного общения студентов // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Е.Я. Григорьева. Москва, 2020. С. 146-155.

Сысоев П.В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №5. С. 21-31.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Арсаханова МА-Х, Хаджимурадова ХЗ. Инновационные методы обучения немецкому языку в неязыковом вузе в России. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(12-2):18-25. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1195

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ