Развитие когнитивной и операционно-деятельностной готовности учащихся к изучению иностранного языка
DOI:
https://doi.org/10.25726/j9550-3399-5970-xКлючевые слова:
когнитивная и операционно-деятельностная готовность, иностранный язык, иноязычные навыки, речевые навыкиАннотация
Актуальность исследуемой проблемы определяется процессом обучения иностранному языку в старшей школе и содействием развитию у старшеклассников способности использовать его как инструмент общения. Известно, что у старшеклассников очень часто отсутствует мотивация к овладению иностранным языком, а в конечном итоге выявляется их психологическая неготовность к усвоению иностранных языков. Недостаточная разработанность основ формирования психологической готовности учащихся старших классов к овладению иностранными языками сдерживает создание единого подхода к такому обучению, снижает качество знаний и уровень сформированности иноязычных навыков у учащихся. Особенно актуальным на сегодня является формирование и развитие у учащихся когнитивной и операционно-деятельностной готовности к изучению иностранного языка, главными показателями которой является сформированность у них иноязычных знаний, навыков, умений, уровень развития таких психических функций как восприятие, памяти, воображения, внимания. Известно, что выпускники школ на момент поступления в высшее учебное заведение не владеют иностранным языком в достаточной мере, в большинстве случаев они обладают отдельными теоретическими знаниями по грамматике, лексике и синтаксису (Хекхаузен, 2003). В связи с этим важное значение для нашего исследования имеет определение уровня сформированности когнитивной и операционно-деятельностной готовности старшеклассников к овладению иностранными языками.
Библиографические ссылки
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ., под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2002. 672 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МОДЭК, 2000. 304 с.
Копорулина В., Смирнова М., Балабанова Л. Психологический словарь, под общ. ред. Неймера Ю. Ростов на Дону: Феникс, 2003. 640 с.
Рабинович Ф.И., Сахарова Т.Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа // ИЧШ. 1991. №1. С. 9-17.
Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОЮ, 2001. 231 с.
Солдатенкова М.В. Мотивация обучения иностранному языку и способы ее повышения // Педагогическое образование и науки. 2008. №3. С.97-102.
Татаркина Н.И. Психология общения в схемах и коментариях к ним: учеб. пособ.: Липецк. гос. техн. ун-т, 2001. 46 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. Питер, 2003. 860 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. и доп. Питер, 2004. 384 с.
Церковник Т.И., Виштак Н. Б., Горкун С.В. Основные направления организации обучения иностранному языку в старших классах в контексте модернизации образования // Ученые записки Таврического национального университета им. Вернадского В.И.. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2012. Т. 25 (64). № 4. Часть 1. С.355-358.