Методы оценки и развития креативных навыков в инженерном образовании

Авторы

  • Светлана Владимировна Дмитриева Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

DOI:

https://doi.org/10.25726/n5643-5045-2211-j

Ключевые слова:

креативные навыки, инженерное образование, методы оценки, Российская Федерация, стандартизация, высшее образование, компетенции, статистические исследования

Аннотация

В современном мире, сталкивающемся с бурным развитием технологий и экономических перемен, креативные навыки в инженерном образовании становятся неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Однако в Российской Федерации зачастую отсутствуют стандартизированные методы оценки и развития этих компетенций. Настоящая статья рассматривает актуальные методы оценки и развития креативных навыков в инженерном образовании в РФ, исследуя статистические данные, опросы и экспериментальные исследования, проведенные на базе ведущих технических университетов страны в период 2015-2021 гг. Одним из ключевых методов оценки креативных навыков в инженерном образовании является тест Торранса для творческого мышления (TTCT). Однако, данный метод имеет ряд ограничений, связанных с культурным и социальным контекстом. В Российской Федерации активно применяются адаптированные версии этого теста. Например, на базе Московского физико-технического института (МФТИ) в 2018 году была проведена адаптация TTCT для 200 студентов-инженеров. Результаты показали корреляцию в 0.7 между оценками TTCT и успешностью в инженерных проектах, подтверждая его эффективность для российского контекста. Именно сочетание технологических новшеств с высококвалифицированным преподавательским составом и мотивированными студентами может привести к наиболее эффективным и продуктивным результатам в образовании.

Библиографические ссылки

Анисимова Т.И., Шатунова О.В. STEAM образование как инновационная технология для Индустрии." Наука и образование" 2018. С. 14-18.

Головашкина К.В. Инновационные технологии в цифровой экономике // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития». 2020. С. 101-104.

Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А. Кейс-студия как форма реализации кейсовой технологии в обучении студентов вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. №4. С. 82-89.

Ефимчук Е.Г. Ситуации неопределенности в развитии профессионального опыта студентов технического вуза // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: Сборник научных статей. Научный редактор Л.Л. Буркова. Москва: Издательство «Перо», 2019. С. 21-25. EDN JTWIIX.

Иванов C.B., Иванова А.Д. Роль математического аппарата и формальной логики в формировании инженерного мышления // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства: сборник научных статей; Урал. гум. ин-т. Екатеринбург, 2018. 192 с.

Лихолетов В.В. Пригодность инструментария теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для формирования навыков инженеров будущего // Инженерное образование. 2020. № 27. С. 6- 26.

Микиденко Н.Л., Сторожева С.П., Харламов А.В. Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 169-184. DOI 10.15293/2658-6762.1903.10.

Мирошникова Д.В. К вопросу о креативности и инновационности будущего учителя // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научн.-практ. конференции с междун. участием. Ульяновск, 2017. С. 318-322.

Михалева Е.С. Подготовка педагогов к использованию креативных технологий в системе допобразования детей // Дополнительное образование и воспитание. Москва, 2020. № 1. С. 3-6

Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик // Бюллетень о сфере образования. Аналитический центр при правительстве РФ. 2017. № 13. С. 24.

Сенько Ю.В. Авторская позиция преподавателя в методике // Известия Алтай. гос. ун-та. 2014. № 2 (82). Т 1. С. 58.

Сизова Ю.С. Современный предприниматель в VUCA мире - преимущества и сложности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 8. С.145-150.

Тихомирова О.Г. Технологическое предпринимательство и инновационные образовательные технологии в цифровой экономике // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №11-1. С 162-167.

Цырельчук Н.А., Анкуда С.Н., Ручаевская Е.Г. Культура делового партнерства в профессиональном образовании. Минск: 2011. 548 с.

Чмир Р.А., Федулова Ю.А., Николашин В.П. Использование квест-технологий в образовательной деятельности высших и средних образовательных учреждений // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания. 2016. № 1. С. 75-79.

Загрузки

Опубликован

2023-11-30

Как цитировать

1.
Дмитриева СВ. Методы оценки и развития креативных навыков в инженерном образовании. УО [Интернет]. 30 ноябрь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(11-2):52-60. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1168

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ