Интегрированный подход к изучению оперы "Чародейка" в музыкальных учебных заведениях: сравнение жанровых особенностей с другими операми для развития критического мышления и аналитических навыков у студентов

Авторы

  • Шао Мэнци Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/x9561-4215-0815-c

Ключевые слова:

интегрированный подход, Чародейка, жанровые особенности, критическое мышление, аналитические навыки, музыкальное образование

Аннотация

Оперная эстетика занимает прочное место в культурном контексте человечества, служа отражением историко-социокультурных и эмоциональных тенденций конкретных временных интервалов. П. И. Чайковский со своей оперой "Чародейка" безапелляционно утвердился в пантеоне оперных творений. Погружение в данное произведение, как и в многие другие, требует многогранного, особенно музыкально-образовательного, подхода. В контексте проведенного исследования мы аспирировали на детализированный анализ интегративного метода изучения "Чародейки" в академических музыкальных структурах Российской Федерации. Наше исследовательское усилие направлено на выявление способов, путём которых жанровые характеристики указанной оперы коррелируют с другими оперными произведениями, и как это погружение может активировать критические и аналитические компетенции у обучающихся. Критическое рассмотрение выявило ключевые аспекты, интригующие как самой оперой "Чародейка", так и методологией её преподавания в российских музыкальных академиях. Мы обнаружили насыщенный историко-культурный слой, интегрированный в данное произведение, и динамичные педагогические стратегии, применяемые для его трансляции. В нашем исследовании мы экспонируем ключевые находки и пытаемся деконструировать, как интегрированный подход к изучению "Чародейки" может амплифицировать педагогический процесс в музыкальных институтах России, стимулируя развитие аналитической готовности будущих музыкальных профессионалов.

Библиографические ссылки

Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века: Щедрин Р., Денисов Э., Шнитке А.: Биогр.: Кн. для чтения. М.: РОСМЭН, 2004. 141 с. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=223

Бочаров Ю.С. Da chiesa e da camera // Старинная музыка. 2011. № 3-4. С. 16-23.

Жеурова В.К., Шарма Е.Ю. Династия певцов Лодий в истории Императорского Русского музыкального общества // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2019. № 17. С. 105-111.

Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977. С. 244-322.

Интервью с А. Блоком о драме «Роза и Крест» // Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.; Л., 1961. Т. 4. С. 530.

Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии. Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2010. 496 с.

Круговец В.С. Лингвистические особенности посвятительных посланий к королю в произведениях Жана-Батиста Люлли // Романистика в эпоху полилингвизма: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (18-20 окт. 2018 г.). М.: МГЛУ, 2021. С. 216-225.

Кулакова Н.В. «Хмелита будет всегда»: жизнь музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» как российская и семейная история // Край Смоленский. 2020. № 4. Апрель. С. 51-60.

Медведев П.Н. Драмы и поэмы Ал. Блока: из истории их создания. Л., 1928. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц З.Г. Блок и русский символизм: избранные труды: в 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3. С. 59-96.

Мещерякова Н.А. О синтетической природе профессии певца и путях ее освоения // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры: Сб. статей по материалам Междунар. науч.-практич. конф. Краснодар: Изд-во КГИК, 2018. С. 387-397.

Приходько И.С. «Роза и Крест» Александра Блока // Блок А. А. Роза и Крест. М., 2013. С. 253-288.

Рычков А.Л. «Рыцарь-монах» и «Рыцарь-странник»: Вл. Соловьев и драма А. Блока «Роза и Крест» // Соловьевские исследования. 2013. Вып. 4 (40). С. 173-185.

Рычков А.Л., Ефимова М.С. Описание помет и маргиналий Блока в издании П. Париса // Александр Блок: Исследования и материалы. ИРЛИ РАН; отв. ред. Н.Ю. Гряка-лова. СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2020. Т. 6. С. 188-234.

Успенский В. Врубель рисует «Пана» // Нева. 2004. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/neva/2004/4/vrubel-risuet-8220-pana-8221.htm

Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. Гос. центр. театрал. музей им. А.А. Бахрушина. М.; Л.: Искусство, 1940. 504 с.

Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Т. XIII: Письма (1885-1886) / Подг. Н.А. Викторовой и И.С. Поляковой. М.: Музыка, 1971. 636 с.

Загрузки

Опубликован

2023-09-15

Как цитировать

1.
Мэнци Ш. Интегрированный подход к изучению оперы "Чародейка" в музыкальных учебных заведениях: сравнение жанровых особенностей с другими операми для развития критического мышления и аналитических навыков у студентов. УО [Интернет]. 15 сентябрь 2023 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];13(9):241-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1050