Научно-методическое сопровождение профессионального развития учителей-логопедов образовательных организаций в вопросах инклюзивного образования

Авторы

  • Татьяна Николаевна Бовкун Томский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/b5906-3047-8445-o

Ключевые слова:

инклюзивное образование, учитель-логопед, научно-методическое сопровождение, профессиональное развитие

Аннотация

В статье представлены и обобщены основные проблемы организации инклюзивного образования в образовательных организациях. Актуализируется проблема профессиональной готовности учителей-логопедов к формированию специального инклюзивного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательных организациях и доказывается необходимость научно-методического сопровождения учителейлогопедов, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. В ходе исследования выявлены и описаны результаты анкетирования профессиональных потребностей учителей-логопедов образовательных учреждений. Опираясь на содержание выявленных проблем, сформулированы направления дальнейшего осуществления научно-методического сопровождения педагогов: проектирование и реализация целостной системы подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивной практики и их системное научно-методическое сопровождение. Цель исследования – разработать и апробировать систему научно-методического сопровождения учителей-логопедов, работающих с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса. Научная новизна исследования: разработана и научно обоснована система научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающая удовлетворение их профессиональных затруднений и ориентированная на профессиональное развитие в области инклюзии. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о сопровождении профессионального развития учителей-логопедов как ресурса удовлетворения их профессиональных затруднений в вопросах организации и реализации инклюзивного образования для обучающихся с ОВЗ. Практическая значимость работы определяется возможностью внедрения выводов исследования для удовлетворения профессиональных затруднений и сопровождения профессионального развития педагогов образовательных организаций, работающих с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзии.

Библиографические ссылки

Алексеева М.Н., Алехина С.В., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 83–92.

Алёхина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97-104.

Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие; под ред. Д.З. Ахметовой. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 19-20 с.

Информационно-методический центр города Томска. http://imc.tomsk.ru/?page_id=5640.

Информационно-методический центр города Томска. http://imc.tomsk.ru/?page_id=397.

Информационно-методический центр города Томска. http://moodle.imc.tomsk.ru/course/index.php?categoryid=27.

Козырева О.А., Хвастунова Е.П. Изучение сформированности готовности будущих педагогов к инклюзии / Научно-педагогическое обозрение. 2021. №5 (39). С. 33–40.

Кузьмина О.С., Чекалева Н.В., Четверикова Т.Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / под общ.ред. Н.В. Чекалевой. Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. 242 с.

Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2. С. 105-110.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов. 2-е изд. перераб. Москва: Просвещение, 2018. 447 с.

Назарова Н.М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. 2015. № 9. С. 55-63.

Наумов А.А., Ворошнина О.Р., Аюпова Е.Е., Лестова Н.Л., Лизунова Л.Р. Инновационные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 170- 172.

Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.

Семаго М.М., Семаго Н.Я., Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. № 4 (14). С. 81–91.

Соловьева Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: Монография. Москва: МПГУ, 2018. 160 с.

Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дисс. … канд. пед.наук: 13.00.08: защищена 22.03.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна.Астрахань, 2008.

Хитрюк В.В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 189-194.

Яковлева И.М., Яковлев С.В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 170-181.

Загрузки

Опубликован

2023-06-25

Как цитировать

1.
Бовкун ТН. Научно-методическое сопровождение профессионального развития учителей-логопедов образовательных организаций в вопросах инклюзивного образования. УО [Интернет]. 25 июнь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(7):125-31. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1004

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.