Дидактические основы обучения игре на фортепиано
DOI:
https://doi.org/10.25726/p6650-6296-6981-tКлючевые слова:
музыкальное образование, фортепиано, обучение, игра на фортепиано, дидактика, теория совместных действийАннотация
В этой статье поднимается проблема дидактических основ обучения игре на фортепиано. Автор предпринимает попытку систематизировать и понять дидактическую практику, которая одновременно оригинальна по своему подходу и специфична по содержанию. Объектом научного изучения в рамках данной статьи является обучение игре на фортепиано с антропологической точки зрения, основанной на теории совместных действий в дидактике. Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что материалы исследования представлены уникальной методикой обучения игре на фортепиано. Данная публикация призвана стимулировать размышления по двум вопросам. Автор подчеркивает, что прежде всего, необходимо подвергнуть теорию испытанию практикой, звуковые (музыкальные), технические (инструментальные) и коллективные (оркестровые и ансамблевые) аспекты которой могут в некотором роде проверить ее актуальность и масштаб, доказав релевантность представленных данных. Затем идет речь об учете этой практики в ее специфике и в ее культурной «толще» при описании поведения учителей и учеников в рамках их совместных действий в ситуации, способствующей определению их последовательность и причин существования. После первой теоретической и методологической части исследование сосредотачивается на обсуждении результатов эмпирического опыта. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов, работающих в музыкальных школах по классу фортепиано, при обучении игре на инструменте как в рамках индивидуальных занятий, так и в работе с ансамблями и оркестрами как в российских, так и в китайских музыкальных школах.
Библиографические ссылки
Авазашвили М.Д. Проблема начального обучения игре на фортепиано. К вопросу нахождения оптимальных условий для повышения уровня музыкальной грамотности учащихся-пианистов: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. Тбилиси, 1977. 207 с.
Аврамкова И.С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано. На материале современных учебно-методических пособий: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2007. 185 с.
Ачмизов А.Р. Педагогические условия развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения в классе фортепиано: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Краснодар, 2003. 143 с.
Драсутене Л.Г. Обучение игре на фортепиано (среднее звено) в Советской Литве, 1940-1980 гг.: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. Вильнюс, 1987. 193 с.
Игольникова И.В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2000. 168 с.
Каишаури Э.Г. Влияние возрастных особенностей учащихся на процесс обучения игре на фортепиано в учреждениях дополнительного образования. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Моск. гос. ин-т культуры]. Белгород, 2015. 191 с.
Ким М.Е. Содержание начального обучения игре на фортепиано в детских музыкальных школах и колледжах Республики Корея. На материале Российской фортепианной школы: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2003. 151 с.
Климай Е.В. Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02, 13.00.08. [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. Москва, 2013. 250 с.
Курганская О.А. Обучение игре на фортепиано в России. Этапы и стадии: XIX - XXI вв.: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2008. 189 с.
Ляпина М.Ю. Оптимизация процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе. Автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. Москва, 2015. - 25 с.
Медишаускене Д.Ю. Обучение игре на фортепиано и пианисты-педагоги в Литве, 1919- 1940. Диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. Вильнюс, 1987. 176 с.
Михелис В.П. Первоначальный этап обучения - воспитания юного пианиста. [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата искусствоведения. Ленингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Римского-Корсакова Н.А. Кафедра спец. фортепиано. Ленинград: [б. и.], 1954. - 14 с.
Синь Ф. Развитие музыкальных способностей леворуких детей при обучении игре на фортепиано в современном Китае. Диссертация кандидата педагогических наук: 5.8.2. [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; Диссовет 33.2.018.06 (Д 212.199.39)]. Санкт-Петербург, 2023. 208 с.
Славская А.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Краснодар, 2005. 186 с.
Сударчикова Л.Г. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано. На материале учебных занятий в детской школе искусств: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2001. 198 с.
Чертовской А.Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано: На материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2000. 151 с.
Шумная Л.В. Формирование творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. Краснодар, 2012. 193 с.
Forest D. Analyse proxémique d’interactions didactiques // Carrefour de l’Education. 2006. №21. Р. 73-94 DOI: 10.3917/cdle.021.0073
Mauss M. Les techniques du corps. in Sociologie et Anthropologie. Paris: PUF. Р. 365-386. DOI: 10.1522/cla.mam.tec
Peirce C. S. The essential Peirce. - Bloomington: Indiana University Press, 1998. 374 р.