Didactic basics of learning to play the piano
DOI:
https://doi.org/10.25726/p6650-6296-6981-tKeywords:
music education, piano, learning, piano playing, didactics, theory of joint actionsAbstract
This article raises the problem of the didactic foundations of learning to play the piano. The author attempts to systematize and understand didactic practice, which is both original in its approach and specific in content. The object of scientific study in the framework of this article is teaching piano playing from an anthropological point of view, based on the theory of joint actions in didactics. The scientific novelty of this article is that the research materials are presented by a unique method of teaching piano playing. This publication is intended to stimulate reflection on two issues. The author emphasizes that, first of all, it is necessary to put the theory to the test of practice, the sound (musical), technical (instrumental) and collective (orchestral and ensemble) aspects of which can in some way test its relevance and scale, proving the relevance of the data presented. Then we are talking about taking this practice into account in its specifics and in its cultural "thickness" when describing the behavior of teachers and students as part of their joint actions in a situation that helps to determine their sequence and reasons for existence. After the first theoretical and methodological part, the research focuses on discussing the results of empirical experience. The results of the study can be used in the practical activities of teachers working in music schools in the piano class, when teaching to play an instrument as part of individual classes, and in working with ensembles and orchestras in Russian and Chinese music schools.
References
Авазашвили М.Д. Проблема начального обучения игре на фортепиано. К вопросу нахождения оптимальных условий для повышения уровня музыкальной грамотности учащихся-пианистов: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. Тбилиси, 1977. 207 с.
Аврамкова И.С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано. На материале современных учебно-методических пособий: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2007. 185 с.
Ачмизов А.Р. Педагогические условия развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения в классе фортепиано: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Краснодар, 2003. 143 с.
Драсутене Л.Г. Обучение игре на фортепиано (среднее звено) в Советской Литве, 1940-1980 гг.: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. Вильнюс, 1987. 193 с.
Игольникова И.В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2000. 168 с.
Каишаури Э.Г. Влияние возрастных особенностей учащихся на процесс обучения игре на фортепиано в учреждениях дополнительного образования. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Моск. гос. ин-т культуры]. Белгород, 2015. 191 с.
Ким М.Е. Содержание начального обучения игре на фортепиано в детских музыкальных школах и колледжах Республики Корея. На материале Российской фортепианной школы: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2003. 151 с.
Климай Е.В. Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02, 13.00.08. [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. Москва, 2013. 250 с.
Курганская О.А. Обучение игре на фортепиано в России. Этапы и стадии: XIX - XXI вв.: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2008. 189 с.
Ляпина М.Ю. Оптимизация процесса музицирования подростков на фортепиано и синтезаторе. Автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. Москва, 2015. - 25 с.
Медишаускене Д.Ю. Обучение игре на фортепиано и пианисты-педагоги в Литве, 1919- 1940. Диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. Вильнюс, 1987. 176 с.
Михелис В.П. Первоначальный этап обучения - воспитания юного пианиста. [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата искусствоведения. Ленингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Римского-Корсакова Н.А. Кафедра спец. фортепиано. Ленинград: [б. и.], 1954. - 14 с.
Синь Ф. Развитие музыкальных способностей леворуких детей при обучении игре на фортепиано в современном Китае. Диссертация кандидата педагогических наук: 5.8.2. [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»; Диссовет 33.2.018.06 (Д 212.199.39)]. Санкт-Петербург, 2023. 208 с.
Славская А.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Краснодар, 2005. 186 с.
Сударчикова Л.Г. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано. На материале учебных занятий в детской школе искусств: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2001. 198 с.
Чертовской А.Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано: На материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2000. 151 с.
Шумная Л.В. Формирование творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. Краснодар, 2012. 193 с.
Forest D. Analyse proxémique d’interactions didactiques // Carrefour de l’Education. 2006. №21. Р. 73-94 DOI: 10.3917/cdle.021.0073
Mauss M. Les techniques du corps. in Sociologie et Anthropologie. Paris: PUF. Р. 365-386. DOI: 10.1522/cla.mam.tec
Peirce C. S. The essential Peirce. - Bloomington: Indiana University Press, 1998. 374 р.