Эффективность информационных технологий при обучении игре на фортепиано

Авторы

  • Чэнь Цзыщи Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/f9011-3536-5302-p

Ключевые слова:

музыкальное образование, фортепиано, обучение, игра на фортепиано, вуз, колледж, информационные технологии

Аннотация

Новые технологии проникли практически во все сферы образования, включая общее и специальное музыкальное образование. Учитель музыки теперь имеет в своем распоряжении множество разнообразных инструментов: всевозможные программы, приложения, инструменты с интерфейсами MIDI. Но не только учителя извлекают выгоду из вклада новых технологий, поскольку в настоящее время работа исследователей значительно облегчена благодаря технологической инфраструктуре, которая позволяет проводить точные измерения когнитивных и двигательных навыков, связанных с обучением музыке. Именно благодаря передовым технологическим средствам можно говорить о создании специфической исследовательской лаборатории фортепианной педагогики, а экспериментальные исследования, которые были бы невозможны еще одно или два десятилетия назад, в настоящее время позволяют производить объективную оценку эффективности информационных технологий при обучении игре на фортепиано. В рамках данной статьи рассматриваются различные информационные технологии, которые могут внедряться при обучении игре на фортепиано. Внедрение данных технологий должно осуществляться не на базе обычных школ или учреждений дополнительного музыкального образования, а на уровне предпрофессионального и профессионального обучения игре на фортепиано. В частности, можно выделить пять основных тем, связанных с типом используемых измерений: программное обеспечение и цифровые камеры; программное обеспечение для виртуальной реальности; электроды и датчики; окулометрия; программное обеспечение для анализа контента и моделирования. Указанные технологии будут подробно описаны в рамках данной статьи. Результаты исследования могут быть использованы в деятельность колледжей и вузов, осуществляющих подготовку пианистов.

Библиографические ссылки

Большакова И.А. Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08; Нижний Новгород, 2010. 268 с.

Горельченко А.В. Операционность знаний по информатике учащихся старших классов школ музыкального профиля на базе музыкально-компьютерных технологий: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02; Санкт-Петербург, 2007. 188 с.

Дядченко М.С. Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2006. 220 с.

Заболотская И.В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. Санкт-Петербург, 2000. 196 с.

Камерис А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2007. 282 с.

Коробейникова Е.Ю. Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2012. 171 с.

Лукашева С.С. Формирование профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Самара, 2017. 193 с.

Малыхина И.В. Совершенствование самостоятельной подготовки будущего педагога-пианиста средствами информационно-коммуникативных технологий: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2020. 210 с.

Марков А.И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 167 с.

Паршина Л.Г. Педагогические условия формирования компетенций студентов педвуза в процессе освоения мультимедиа: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. Саранск, 2008. 212 с.

Перцовская Р.Ф. Динамика художественной коммуникации в современной культуре: На примере музыки: диссертация кандидата культурологии: 24.00.01. Москва, 2003. 234 с.

Привалова С.Ю. Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2012. 253 с.

Свирина М.Н. Формирование информационно-библиотечной грамотности педагога-музыканта в процессе вузовской подготовки: диссертация кандидата педагогических наук: 5.8.7. Москва, 2022. 246 с.

Тонких А.П., Прядехо А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 221-224.

Чёрная М.Ю. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2012. 247 с.

Шахназарова П.Т. Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Махачкала, 2017. 207 с.

Ahken S., Comeau G., Hebert S., Balasubramaniam R. Observable eye-movement patterns during the processing of linguistic and musical syntactic incongruities // Psychomusicology: Music, Mind & Brain. 2012 №22 (1). Р. 18-25.

Andison C. EMG-based assessment of active muscle stiffness and co-contraction in muscles with primary and secondary actions at the wrist during piano playing // Disponible avec Proquest Dissertations and Theses database. 2011. №22. Р. 16-72.

Balasubramaniam R., Russel D., Comeau G. Timing mechanisms in piano performance. - Montreal: Canadian University Music Society, 2007. 424 p.

Beriault S., Payeur P. Flexible multi-camera network calibration for human gesture monitoring // Actes du colloque IEEE International Workshop on Robotics and Sensors Environments, Ottawa, Canada. 2007. Р. 12-13.

Cote M. Comparative study of adaptive image segmentation techniques for gesture analysis in unconstrained environments // Actes du colloque IEEE International Workshop on Imaging Systems and Techniques, Minori, Italy. 2006. Р. 28-33.

Загрузки

Опубликован

2023-09-15

Как цитировать

1.
Цзыщи Ч. Эффективность информационных технологий при обучении игре на фортепиано. УО [Интернет]. 15 сентябрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(9):223-31. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1047