Развитие критического мышления у студентов через инновационные методики в учебном процессе высшего образования

Авторы

  • Наталья Юрьевна Моспанова Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
  • Инна Евгеньевна Крамарева Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
  • Ирина Николаевна Чижевская Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского

Ключевые слова:

критическое мышление, высшее образование, инновационные методики, проектное обучение, дискуссионные технологии, метакогнитивные стратегии

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме развития критического мышления у студентов высших учебных заведений посредством применения инновационных методик в учебном процессе. На основе анализа актуальных исследований выделены ключевые тренды в данной области, связанные с использованием проблемно-ориентированного обучения, коллаборативных технологий и рефлексивных практик. Проведен терминологический анализ понятия «критическое мышление» в контексте высшего образования, предложено авторское определение. Выявлены пробелы в исследованиях, касающиеся оценки эффективности конкретных методик и их адаптации к специфике различных направлений подготовки. Обоснована актуальность разработки целостной методологии развития критического мышления, интегрирующей достижения педагогики, психологии и информационных технологий. Представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого апробирован авторский подход к развитию критического мышления, основанный на триаде методов: проектное обучение – дискуссионные технологии – метакогнитивные стратегии. В педагогическом эксперименте приняли участие 120 студентов бакалавриата и магистратуры. Получены статистически значимые различия в уровне критического мышления у экспериментальной и контрольной групп (p<0,01). Качественный анализ результатов подтвердил эффективность разработанной методологии в плане повышения аналитических, рефлексивных и коммуникативных способностей студентов. Обсуждаются перспективы внедрения предложенного подхода в практику высшего образования, намечены направления дальнейших исследований.

Библиографические ссылки

Буренкова Н.В., Моспанова Н.Ю., Крамарева И.Е. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов средствами проектной деятельности в вузах России // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 2-1(76). С. 266-274.

Данилова Т.В., Еловикова Д.А., Моспанова Н.Ю. Развитие инновационных форм обучения с совмещением дистантных форм в высших учебных заведениях // Вопросы истории. 2023. № 8-1. С. 230-239.

Тонких А.П. Основы математической обработки информации: уч.-метод. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.

Abrami P.C., Bernard R.M., Borokhovski E., Waddington D.I., Wade C.A., Persson T. Strategies for teaching students to think critically: A meta-analysis // Review of educational research. 2015. № 85(2). рр. 275-314.

Dwyer C.P., Hogan M.J., Stewart I. An integrated critical thinking framework for the 21st century // Thinking skills and creativity. 2014. № 12. рр. 43-52.

Ennis R.H. Critical thinking: A streamlined conception. Eds. by M. Davies, R. Barnett. The Palgrave handbook of critical thinking in higher education. NY: Palgrave Macmillan, 2015. pp. 31-47.

Facione P.A. Critical thinking: what it is and why it counts: research report. Millbrae: Measured Reasons and The California Academic Press, 2011. 31 p.

Halpern D.F. Thought and knowledge: An introduction to critical thinking. 5th ed. NY: Psychology Press, 2014.

Huber C.R., Kuncel N.R. Does college teach critical thinking? A meta-analysis // Review of educational research. 2016. № 86(2). рр. 431-468.

Kuhn D. Thinking together and alone // Educational researcher. 2015. № 44(1). рр. 46-53.

Lai E.R. Critical thinking: а literature review // Pearson's research reports. 2011. № 6. рр. 40-41.

Liu O.L., Frankel L., Roohr K.C. Assessing critical thinking in higher education: Current state and directions for next-generation assessment // ETS research report series. 2014. № 1. рр. 1-23.

Paul R., Elder L. The nature and functions of critical & creative thinking. 3rd ed. Lanham: Rowman & Littlefield, 2019. 52 р.

Phan H.P. Critical thinking as a self-regulatory process component in teaching and learning // Psicothema. 2010. № 22(2). pp. 284-292.

Stupple E.J., Maratos F.A., Elander J., Hunt T.E., Cheung K.Y., Aubeeluck A.V. Development of the critical thinking toolkit (CriTT): A measure of student attitudes and beliefs about critical thinking // Thinking skills and creativity. 2017. № 23. рр. 91-100.

Tiruneh D.T., Verburgh A., Elen J. Effectiveness of critical thinking instruction in higher education: A systematic review of intervention studies // Higher education studies. 2014. № 4(1). рр. 1-17.

Verburgh A., François S., Elen J., Janssen R. The assessment of critical thinking critically assessed in higher education: A validation study of the CCTT and the HCTA // Education research international. 2013.

West R.F., Toplak M.E., Stanovich K.E. (2008). Heuristics and biases as measures of critical thinking: Associations with cognitive ability and thinking dispositions // Journal of educational psychology. 2008. № 100(4). рр. 930-941.

Загрузки

Опубликован

2024-08-30

Как цитировать

1.
Моспанова НЮ, Крамарева ИЕ, Чижевская ИН. Развитие критического мышления у студентов через инновационные методики в учебном процессе высшего образования. УО [Интернет]. 30 август 2024 г. [цитируется по 15 ноябрь 2025 г.];14(9-2):207-15. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1832

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2