Развитие критического мышления у студентов через инновационные методики в учебном процессе высшего образования
Ключевые слова:
критическое мышление, высшее образование, инновационные методики, проектное обучение, дискуссионные технологии, метакогнитивные стратегииАннотация
Настоящая статья посвящена проблеме развития критического мышления у студентов высших учебных заведений посредством применения инновационных методик в учебном процессе. На основе анализа актуальных исследований выделены ключевые тренды в данной области, связанные с использованием проблемно-ориентированного обучения, коллаборативных технологий и рефлексивных практик. Проведен терминологический анализ понятия «критическое мышление» в контексте высшего образования, предложено авторское определение. Выявлены пробелы в исследованиях, касающиеся оценки эффективности конкретных методик и их адаптации к специфике различных направлений подготовки. Обоснована актуальность разработки целостной методологии развития критического мышления, интегрирующей достижения педагогики, психологии и информационных технологий. Представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого апробирован авторский подход к развитию критического мышления, основанный на триаде методов: проектное обучение – дискуссионные технологии – метакогнитивные стратегии. В педагогическом эксперименте приняли участие 120 студентов бакалавриата и магистратуры. Получены статистически значимые различия в уровне критического мышления у экспериментальной и контрольной групп (p<0,01). Качественный анализ результатов подтвердил эффективность разработанной методологии в плане повышения аналитических, рефлексивных и коммуникативных способностей студентов. Обсуждаются перспективы внедрения предложенного подхода в практику высшего образования, намечены направления дальнейших исследований.
Библиографические ссылки
Буренкова Н.В., Моспанова Н.Ю., Крамарева И.Е. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов средствами проектной деятельности в вузах России // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 2-1(76). С. 266-274.
Данилова Т.В., Еловикова Д.А., Моспанова Н.Ю. Развитие инновационных форм обучения с совмещением дистантных форм в высших учебных заведениях // Вопросы истории. 2023. № 8-1. С. 230-239.
Тонких А.П. Основы математической обработки информации: уч.-метод. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.
Abrami P.C., Bernard R.M., Borokhovski E., Waddington D.I., Wade C.A., Persson T. Strategies for teaching students to think critically: A meta-analysis // Review of educational research. 2015. № 85(2). рр. 275-314.
Dwyer C.P., Hogan M.J., Stewart I. An integrated critical thinking framework for the 21st century // Thinking skills and creativity. 2014. № 12. рр. 43-52.
Ennis R.H. Critical thinking: A streamlined conception. Eds. by M. Davies, R. Barnett. The Palgrave handbook of critical thinking in higher education. NY: Palgrave Macmillan, 2015. pp. 31-47.
Facione P.A. Critical thinking: what it is and why it counts: research report. Millbrae: Measured Reasons and The California Academic Press, 2011. 31 p.
Halpern D.F. Thought and knowledge: An introduction to critical thinking. 5th ed. NY: Psychology Press, 2014.
Huber C.R., Kuncel N.R. Does college teach critical thinking? A meta-analysis // Review of educational research. 2016. № 86(2). рр. 431-468.
Kuhn D. Thinking together and alone // Educational researcher. 2015. № 44(1). рр. 46-53.
Lai E.R. Critical thinking: а literature review // Pearson's research reports. 2011. № 6. рр. 40-41.
Liu O.L., Frankel L., Roohr K.C. Assessing critical thinking in higher education: Current state and directions for next-generation assessment // ETS research report series. 2014. № 1. рр. 1-23.
Paul R., Elder L. The nature and functions of critical & creative thinking. 3rd ed. Lanham: Rowman & Littlefield, 2019. 52 р.
Phan H.P. Critical thinking as a self-regulatory process component in teaching and learning // Psicothema. 2010. № 22(2). pp. 284-292.
Stupple E.J., Maratos F.A., Elander J., Hunt T.E., Cheung K.Y., Aubeeluck A.V. Development of the critical thinking toolkit (CriTT): A measure of student attitudes and beliefs about critical thinking // Thinking skills and creativity. 2017. № 23. рр. 91-100.
Tiruneh D.T., Verburgh A., Elen J. Effectiveness of critical thinking instruction in higher education: A systematic review of intervention studies // Higher education studies. 2014. № 4(1). рр. 1-17.
Verburgh A., François S., Elen J., Janssen R. The assessment of critical thinking critically assessed in higher education: A validation study of the CCTT and the HCTA // Education research international. 2013.
West R.F., Toplak M.E., Stanovich K.E. (2008). Heuristics and biases as measures of critical thinking: Associations with cognitive ability and thinking dispositions // Journal of educational psychology. 2008. № 100(4). рр. 930-941.
