Временные подходы к интеграции коммуникативной методики в преподавание английского языка в высших учебных заведениях
Ключевые слова:
коммуникативная методика, преподавание английского языка, высшее образование, интеграция, педагогический эксперимент.Аннотация
Проблема интеграции коммуникативной методики в преподавание английского языка в вузах остается недостаточно изученной, несмотря на растущий интерес к ней в научном сообществе. Анализ современной литературы выявляет ряд нерешенных вопросов и противоречий в определении ключевых понятий и эффективных стратегий внедрения коммуникативного подхода. Цель данного исследования – разработать концептуально обоснованную и эмпирически верифицированную модель интеграции коммуникативной методики в практику преподавания английского языка в высшей школе. Исследование опирается на комплекс взаимодополняющих методов, включая критический анализ научной литературы, метод экспертных оценок, лонгитюдный педагогический эксперимент (n=120), анкетирование преподавателей (n=85) и студентов (n=350). Обработка результатов осуществлялась методами математической статистики (t-критерий Стьюдента, χ2). Разработанная модель интеграции коммуникативной методики доказала свою эффективность по критериям повышения мотивации студентов (p<0,01), развития их коммуникативной компетентности (p<0,01), удовлетворенности преподавателей (p<0,05). Выявлены факторы, способствующие и препятствующие внедрению коммуникативного подхода в вузе. Полученные результаты вносят значимый вклад в теорию и методику преподавания иностранных языков, открывая перспективы для оптимизации языковой подготовки студентов. Намечены направления дальнейших исследований по проблеме.
Библиографические ссылки
Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134.
Банарцева А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. «Психолого-педагогические науки». 2017. № 1(33). C. 22-29.
Газарян Т.Р. Применение технологии мультимедийного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях // Образование и право. 2021. № 4. С. 405410.
Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: уч. пос. М.: Кнорус, 2017. 390 с.
Дольянова Е.Д. Обучение грамматической стороне иноязычной речи на основе коммуникативно-когнитивного подхода // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2020: мат. Междунар. студ. науч.-практ. конф. (16-20 марта 2020 г., Магнитогорск). Гл. ред. Н.Н. Макарова; отв. ред. М.С. Закамалдина. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. С. 1525-1530.
Ермолова Т.В. Использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. C. 51-57.
Левченко В.В., Мещерякова О.В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Вып. 8. № 3(28). С. 83-88.
Соболева Е.А., Папоян Г.Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образование сегодня. 2019. № 1(36). C. 76-78.
Соколова В.А., Титова Ю.В. Интегрированный подход в преподавании английского языка в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2021. № 10. C. 78-86.
Трубина З.И. Обучение грамматическому аспекту речи на основе лексического подхода // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. С. 1-13.
Busse V. Plurilingualism in Europe: Exploring attitudes toward English and other European languages among adolescents in Bulgaria, Germany, Netherlands and Spain // Modern language journal. 2017. № 101(3). рр. 566-582.
Deci E.L., Olafsen A.H., Ryan R.M. Self-determination theory in work organizations: The state of a science // Annual review of organizational psychology and organizational behavior. 2017. № 4. рр. 19-43.
Dornyei Z. Towards a better understanding of the L2 Learning Experience, the Cinderella of the L2 motivational self-system // Studies in second language learning and teaching. 2019. № 9(1). рр. 19-30.
Gao F. Does gamification improve student learning outcome? Evidence from a meta-analysis and synthesis of qualitative data in educational contexts // Educational research review. 2021. № 30. рр. 100-322.
Henry A., Thorsen C. Teacher-student relationships and L2 motivation // Modern language journal. 2018. № 102(1). рр. 218-241.
Muratova N.V. The role of grammar skill in communicative-oriented teaching of English language // Экономика и социум. 2021. № 5-1 (84). рр. 313-317.
Waddington J., Esteban-Guitart M. Funds of knowledge and identity in language learning and teaching // Innovation in language learning and teaching. 2024. рр. 1-7.