Исследование методик и подходов к развитию коммуникативной и межкультурной компетенций у студентов-будущих учителей иностранных языков в процессе профессиональной подготовки
Ключевые слова:
профессиональная подготовка учителей, коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция, методический комплекс, организационно-педагогические условияАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме развития коммуникативной и межкультурной компетенций у студентов-будущих учителей иностранных языков. Анализ научной литературы выявил недостаточную разработанность методического обеспечения этого процесса в условиях профессиональной подготовки. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс методик, направленных на формирование названных компетенций как ключевых составляющих профессиональной компетентности учителя. Использованы теоретические (анализ, синтез, моделирование) и эмпирические (опрос, тестирование, педагогический эксперимент) методы. Разработана структурно-функциональная модель процесса развития компетенций. Экспериментальная работа проведена на репрезентативной выборке (132 студента). Валидность и надежность результатов обеспечены сочетанием качественных и количественных методов обработки данных. Доказана эффективность предложенного методического комплекса: в экспериментальной группе уровень коммуникативной и межкультурной компетенций вырос на 28% и 34% соответственно (p<0.01). Обоснована целесообразность интеграции методик в систему профессиональной подготовки. Определены организационно-педагогические условия их успешной реализации. Результаты вносят вклад в теорию и методику профессионального образования, обогащая научные представления о путях развития ключевых компетенций учителя. Практическая значимость связана с возможностью широкого внедрения разработанных методик в образовательный процесс вузов. Намечены перспективы дальнейших исследований в аспекте диагностики уровня сформированности компетенций.
Библиографические ссылки
Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация: моногр. Пятигорск: ПГЛУ, 2013. 268 с.
Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: уч. пос. М.: Кнорус, 2017. 390 с.
Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дисс. ... д. пед. н. СПб., 2016. 454 с.
Леонтович О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград: Перемена, 2013. 399 с.
Маслова А.А., Куликова Л.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в социокультурном образовательном пространстве вуза // Научный диалог. 2018. № 2. С. 371-384.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Приемы и технологии обучения устной речи. М.: Первое сентября, 2014. 96 с.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2018. 236 с.
Сысоев П.В. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий в процессе межкультурного иноязычного образования // Язык и культура. 2018. № 41. С. 209-226.
Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку. М.: Инфра-М, 2017. 20 с.
Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учеб. для студ. уч. высш. обр. М.: Академия, 2018. 430 с.
Byram M. From foreign language education to education for intercultural citizenship: Essays and reflections. Clevedon: Multilingual matters, 2014. 288 p.
Deardorff D.K. The SAGE handbook of intercultural competence. Thousand Oaks: Sage, 2015. 542 p.
Porto M., Byram M. Intercultural citizenship in the (foreign) language classroom. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. 253 p.
Risager K., Dervin S. The Routledge handbook of language and culture. NY: Routledge, 2022. 550 p.
Sercu L. Foreign language teachers and intercultural competence: An international investigation. Clevedon: Multilingual matters, 2018. 219 p.