Анализ и разработка эффективных организационно-педагогических стратегий для преодоления кризисных процессов в системе профессионально-технического образования

Авторы

  • Инна Кирилловна Макарова Мелитопольский государственный университет

Ключевые слова:

профессионально-техническое образование, образовательный кризис, антикризисное управление, модернизация ПТО, организационно-педагогические стратегии.

Аннотация

Статья посвящена анализу кризисных процессов в системе профессионально-технического образования (ПТО) и разработке эффективных организационно-педагогических стратегий для их преодоления. Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации ПТО к динамичным социально-экономическим условиям и обеспечения его конкурентоспособности. Цель работы - выявить ключевые факторы кризиса ПТО и предложить комплекс мер по его модернизации. Задачи включают: 1) анализ глобальных и локальных вызовов, стоящих перед ПТО; 2) выявление институциональных и содержательных проблем ПТО; 3) обоснование принципов антикризисного управления ПТО; 4) разработку практических рекомендаций по трансформации ПТО. Методология исследования основана на сочетании количественных (статистический анализ, анкетирование) и качественных (экспертные интервью, кейс-стади) методов. Эмпирическую базу составили данные официальной статистики, результаты опросов 250 руководителей образовательных организаций ПТО и 30 экспертных интервью. Установлено, что ключевыми проявлениями кризиса ПТО являются: деградация материально-технической базы, отток квалифицированных кадров, снижение престижа рабочих профессий, разрыв между запросами рынка труда и содержанием подготовки. Обоснованы принципы модернизации ПТО: опережающий характер подготовки, гибкость и адаптивность образовательных программ, социальное партнерство, сетевое взаимодействие. Предложен комплекс организационно-педагогических мер по реализации данных принципов. Разработанные рекомендации имеют практическую ценность для управленческих команд и педагогических коллективов организаций ПТО. Дальнейшие исследования целесообразно направить на апробацию предлагаемых стратегий и оценку их эффективности

Библиографические ссылки

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Основные тенденции развития среднего профессионального образования в мире // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2(30). С. 12-23.

Бондаренко Н.В., Бородина Д.Р., Гохберг Л.М. Индикаторы образования: 2020: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.

Глушко Д.Е., Полушкина Е.А. Престиж профессии педагога: мнения учителей, студентов педагогических вузов и старшеклассников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 2. С. 124-143.

Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117-138.

Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. Стратегия для России: образование. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2018. 118 с.

Коршунов И.А., Гапонова О.С., Гаибова Т.Н. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т.15. Вып. 1. С. 107-120.

Кязимов К.Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с субъектами рынка труда. М.: Перо, 2018. 156 с.

Лысова Е.А. Качество подготовки кадров со средним профессиональным образованием: ключевые проблемы и перспективные направления развития // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 249–255.

Опыт российских регионов в развитии систем среднего профессионального образования и подготовки. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Под ред. А.А. Листвина. Череповец, 2020. 114 с.

Перспективы развития среднего профессионального образования России. Сессия 4 // Мат. XIX Апрельской междунар. науч. конф. по проб. разв. экон. и общ. (10-13 апреля 2018 г., Москва). М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019. 35 с.

Buxton M. The perceived status of Vocational Education and Training: What are the implications for policy? // International journal of training research. 2020. Vol. 18. № 3. рр. 203-216.

Emmenegger P., Seitzl L. Social partner involvement in collective skill formation governance. A comparison of Austria, Denmark, Germany, the Netherlands and Switzerland // Transfer: European Review of Labour and Research. 2020. Vol. 26(1). рр. 27-42.

Moore D.T., Stephens P.J. Vocational education and training beyond 2020 // International journal of training and development. 2021. Vol. 25. № 1. рр. 5-21.

Taylor A. Competency-based education and the future of work: A critical perspective // Journal of education and work. 2021. Vol. 34. № 2. рр. 199-212.

Vocational education and training in Europe, 1995-2035: scenarios for European vocational education and training in the 21st century. Еd. by С. Schmidt. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. 189 p.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Макарова ИК. Анализ и разработка эффективных организационно-педагогических стратегий для преодоления кризисных процессов в системе профессионально-технического образования. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):237-45. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1685

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ