Модель формирования у старшеклассников социально профессионального самоопределения в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Ключевые слова:
социально-профессиональное самоопределение, старший школьный возраст, физкультурно-оздоровительная деятельность, структурно-функциональная модель, педагогическое сопровождение, персонализация образованияАннотация
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных педагогических инструментов, способствующих осознанному выбору жизненного пути в условиях динамичных социальных изменений. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать модель педагогического сопровождения самоопределения учащихся старших классов средствами физической культуры. В ходе работы использовался комплекс теоретических методов: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, систематизация, обобщение, моделирование. В статье проанализированы различные научные подходы к проблеме самоопределения личности, раскрыта сущность и структура социально-профессионального самоопределения старшеклассников. Обоснован педагогический потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности как средства самоопределения учащихся. Разработана и представлена структурно-функциональная модель педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников, включающая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки. Научная новизна модели заключается в интеграции профориентационных возможностей физкультурно-спортивной деятельности и современных персонализированных образовательных технологий. Теоретическая значимость работы состоит в углублении представлений о механизмах и факторах самоопределения личности в старшем школьном возрасте, обогащении концептуальных основ профориентационной деятельности в системе общего образования. Практическая ценность разработанной модели связана с возможностью ее использования для совершенствования профориентационной работы в школе, создания здоровьесозидающей образовательной среды, обеспечивающей поддержку профессионального и личностного самоопределения учащихся.
Библиографические ссылки
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 188 с.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
Завьялова А.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Universum: психология и образование. 2020. № 11-12(77). С. 11-14.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2017. 240 с.
Прихожан А.М., Махова М.Ю. Формы и варианты самоопределения старшеклассников и студентов // Мир психологии. 2019. № 3. С. 71-84.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2019. 713 с.
Тонких А. П. Метод моделирования в курсе математики факультетов подготовки учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2002. № 1. С. 54-63.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 568 с.
Шавир П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
Betz N.E. Career self-efficacy: Exemplary recent research and emerging directions // Journal of career assessment. 2007 № 15(4). рр. 403-422.
Holland J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. 4th ed. Odessa: Psychological Assessment Resources, 2020.
Savickas M.L. Career construction theory and practice. Career development and counseling: Putting theory and research to work. 2nd ed. Eds. by S.D. Brown, R.W. Lent. Hoboken: Wiley, 2013. pp. 147-183.
Super D.E. A life-span, life-space approach to career development. Career choice and development: Applying contemporary theories to practice. 2nd ed. Eds. by D. Brown, L. Brooks. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. pp. 197-261.