Сущность и содержание социально-профессионального самоопределения старшеклассников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности

Авторы

  • Сергей Николаевич Паленков Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

Ключевые слова:

социально-профессиональное самоопределение, физкультурно-оздоровительная деятельность, профессиональная ориентация, социализация, личностное развитие, педагогическое сопровождение.

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы социально-профессионального самоопределения старшеклассников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Предложена концептуальная модель данного феномена, раскрывающая взаимосвязь его структурных компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-практического, рефлексивного), а также механизмы влияния физической культуры на профессиональное развитие личности. Обосновано, что физкультурно-спортивная среда школы выступает уникальным профориентационным ресурсом, обеспечивающим приобретение учащимися разнопланового опыта, востребованного в различных сферах профессиональной деятельности. Раскрыты ключевые направления и технологии профориентационной работы учителя физической культуры по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников. Намечены перспективы дальнейших исследований.

Библиографические ссылки

Бишаева А.А., Малков В. В. Физическая культура: учебник для СПО. М.: Кнорус, 2022. 380 с.

Бондарев В.А. Профессиональное самоопределение в спорте: теория и практика. М.: Спорт, 2018. 279 с.

Гаврилик М. В. Инновационный подход к организации физического воспитания студентов // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры: сб. науч. тр. Белорусский государственный университет физической культуры. Под ред. С.Б. Репкина. Минск: БГУФК, 2022. Вып. 25. С. 113-120.

Гаврилик М.В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО для повышения эффективности физического воспитания студентов // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук: науч.-практ. журнал. Пинск, 2021. № 2. С. 47-59.

Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012. 352 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 503 с.

Савиных В.Л. Профессиональная ориентация в системе физического воспитания учащихся. Минск: Тесей, 2016. 196 с.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 2015. 367 с.

Шаповалов В.К. Профессиональное самоопределение школьников в процессе занятий физической культурой // Физическая культура в школе. 2019. № 2. С. 23-28.

Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура: учеб. для СПО. 2-е изд. М.: Кнорус, 2016. 214 с.

Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. NY: W.H. Freeman, 1997. 604 p.

Beauchamp M.R., Jackson B., Morton K. Efficacy beliefs and human performance: From independent action to interpersonal functioning // The Oxford handbook of sport and performance psychology. Oxford: Oxford University Press, 2012. рр. 273-293.

Horn T.S. Advances in sport psychology. Champaign: Human Kinetics, 2019. 640 p.

Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. NY: The Guilford Press, 2017. 756 p.

Scanlan T.K., Carpenter P.J., Simons J.P. The sport commitment model: Measurement development for the youth-sport domain // Journal of sport & Exercise psychology. 1993. Vol. 15. рр. 16-38.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Паленков СН. Сущность и содержание социально-профессионального самоопределения старшеклассников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):195-203. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1680

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ