Внедрение инновационных методов обучения в вузах Чеченской Республики: проблемы и перспективы

Авторы

  • Зарема Николаевна Ибрагимова Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

инновационные методы обучения, высшее образование, Чеченская Республика, цифровизация, персонализация обучения, цифровые компетенции преподавателей, готовность к инновациям

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации системы высшего образования в Чеченской Республике в контексте глобальных трендов цифровизации и персонализации обучения. Цель работы – выявить барьеры, препятствующие внедрению инновационных методов в учебный процесс Чеченских вузов, и определить стратегии их преодоления. Задачи: 1) проанализировать международный опыт применения инновационных образовательных технологий; 2) оценить текущий уровень использования инноваций в Чеченских университетах; 3) систематизировать проблемы, связанные с имплементацией нововведений; 4) разработать рекомендации для администраций вузов. Исследование опирается на комплексный методологический подход, сочетающий количественные и качественные методы: анкетирование преподавателей (n=120) и студентов (n=400) из 4 вузов Чеченской Республики, серия полуструктурированных интервью с 10 экспертами в области высшего образования, контент-анализ образовательных программ и методических материалов. Для обработки данных применен множественный регрессионный анализ. Выявлено, что основными барьерами на пути внедрения инноваций являются: 1) недостаточное техническое оснащение вузов, 2) низкий уровень цифровых компетенций ППС, 3) недоверие к эффективности новых методов со стороны студентов и преподавателей. При этом установлено, что готовность администраций вузов к переменам и дополнительное финансирование со стороны государства выступают ключевыми факторами успеха инновационных проектов.

Библиографические ссылки

Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры) монография. Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2008. 360 с.

Блохина Н.Ю., Кобелева Г.А. Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: учеб.-метод. пос. Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2020. 70 с.

Бонько Т.И., Грабельных Т.И., Ницина О.А. Отношение студенческой молодежи к физической культуре и здоровому образу жизни // Котоп. 2022. Т. 3. № 34. С. 159-161.

Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.

Зайцева А.Р., Плетцер С.В. Новые инновационные технологии в физическом воспитании // Наука-2020. 2022. № 3(57). С.148-152.

Молоканов А.А., Губанов И.С., Жиренко Д.И. Инновации в преподавании физической культуры и спорта в вузе // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (25 ноября 2020 г., Белгород). Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований», 2020. С. 110-114.

Москова М.С., Миронова С.П. Инновационные технологии в физическом воспитании студентов // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: мат. III Междунар. науч.-прак. заоч. студ. конф. (21 марта 2016 г., Екатеринбург). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. С. 186-189.

Панюкова Ю.Г., Сладкова О.Б., Панина Е.Н. Психологическая репрезентация студентами образовательной среды вуза: Монография. М.: Издательство «Альпен-Принт», 2021. 210 с.

Суслов А.Ю., Салимгареев М.В., Хамматов Ш.С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 70-85.

Сучков С.С., Краснобаева А.В. Инновационные и современные подходы к организации занятий физической культуры в вузе // Научный аспект. 2019. № 1. С. 86.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с.

Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. 104 с.

Чижакова Г.И., Аликин И.А., Гордиенко Е.В., Горнякова М.В., Дуда И.В., Злотникова Е.В., Ищенко Т.Н., Коваль С.А., Кондратова А.С., Лукьянченко Н.В., Мосина Н.А., Плеханова Е.М., Позднякова А.Л., Потапова Е.В., Потапова Н.А., Сафонова М.В. Развитие личности в условиях обновленного образования: колл. монограф. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. 414 с.

Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 36-41.

Шкляренко А.П., Мазур А.А. Инновационные подходы в организации физкультурной деятельности студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 52. С. 119-125.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Ибрагимова ЗН. Внедрение инновационных методов обучения в вузах Чеченской Республики: проблемы и перспективы. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 23 ноябрь 2024 г.];14(7-1):11-20. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1661

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ