Междисциплинарные интеграционные исследования в музыкальном высшем образовании
Ключевые слова:
междисциплинарность, интеграция, музыкальное образование, педагогика, высшая школа, профессиональная подготовка, творчество, инновации.Аннотация
В данном научном исследовании рассматриваются междисциплинарные интеграционные процессы в сфере высшего музыкального образования с педагогической точки зрения. Цель работы – выявить и проанализировать ключевые тенденции, проблемы и перспективы развития интеграционных исследований в контексте подготовки профессиональных музыкантов. Материалы и методы включают в себя комплексный анализ научной литературы по данной тематике, изучение опыта ведущих музыкальных вузов России и зарубежья, а также проведение эмпирического исследования с участием 120 студентов и 30 преподавателей музыкальных факультетов. Применялись методы анкетирования, интервьюирования, педагогического наблюдения и статистической обработки данных. Результаты исследования показали, что междисциплинарная интеграция в музыкальном образовании способствует формированию у студентов целостной картины мира, развитию креативности и критического мышления. Выявлено, что 78% опрошенных студентов считают междисциплинарный подход важным для их профессионального становления. При этом 64% преподавателей отмечают недостаточную методическую разработанность данного направления. Установлено, что наиболее эффективными формами интеграции являются совместные творческие проекты (92%), научные конференции (86%) и мастер-классы (81%). Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития теоретико-методологической базы междисциплинарных исследований в музыкальной педагогике, разработки инновационных образовательных технологий и укрепления сотрудничества между различными областями знаний. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования образовательных программ и повышения качества подготовки музыкантов в высшей школе.
Библиографические ссылки
Гуревич П.С. Музыка и творчество в человеческом измерении // Личность. Культура. Общество. 2017. Т. 19. № 1-2(93-94). С. 178-188.
Зеер Э.Ф. Методологические основания развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9-28.
Илларионова Н.Н. Междисциплинарная интеграция как условие повышения качества подготовки студентов музыкальных вузов // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 4(40). С. 106-112.
Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф. Междисциплинарная интеграция в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2(138). С. 82-88.
Колышева Т.А. Подготовка педагога-музыканта в условиях интеграции педагогики музыкального образования и педагогики искусства // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 210-215.
Малинковская А.В. Методология – «магический кристалл» музыкально-педагогической науки (размышления о научной школе Эдуарда Борисовича Абдуллина) // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 2(10). С. 39-55.
Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Монография. М., 2002. 345 с.
Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика-XXI, 2004. 140 с.
Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. н. М., 1991. 47 с.
Cowan J. Strategies for developing a community of practice: nine years of lessons learned in a hybrid technology education master's program // TechTrends. 2012. Vol. 56(1). P. 12-18.
Fung J., Gromko J. Effects of active versus passive listening on the quality of children's invented notations and preferences for two pieces from an unfamiliar culture // Psychology of music. 2017. Vol. 45(5). рр. 695-707.
Jorgensen E.R. The Art of Teaching Music. Bloomington: Indiana University Press, 2008. 341 p.
MacDonald R., Hargreaves D., Miell D. Musical Identities. Oxford: Oxford University Press, 2002. 224 p.
Parncutt R., McPherson G. The science and psychology of music performance: creative strategies for teaching and learning. Oxford: Oxford University Press, 2002. 388 p.