Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в группах с разным уровнем подготовки

Авторы

  • Александра Юрьевна Рудакова Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Ключевые слова:

открытые образовательные ресурсы, иностранный язык, неязыковой вуз, разноуровневое обучение, индивидуализация, методический потенциал, языковая подготовка.

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу возможностей использования открытых образовательных ресурсов (ООР) при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в группах с разным уровнем языковой подготовки. Актуальность темы обусловлена необходимостью индивидуализации образовательного процесса и расширения спектра дидактических средств в условиях ограниченности аудиторного времени. Цель работы - определить потенциал ООР для оптимизации языковой подготовки в неоднородных по уровню учебных группах. Задачи включают типологизацию ООР, анализ их дидактической ценности, разработку методических принципов и апробацию технологии использования ООР. Методология исследования носит комплексный характер и базируется на сочетании компетентностного, личностно-ориентированного и технологического подходов. Эмпирическая база включает данные анкетирования и тестирования 120 студентов 1-2 курсов, наблюдения и экспертные оценки преподавателей (n=15). Качественный контент-анализ 50 ООР позволил выявить их типологические признаки и функциональные характеристики. Количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал повышение мотивации, учебной автономии и академических достижений студентов экспериментальных групп на 25-40% по сравнению с контрольными (p<0.01). Сформулированы методические принципы отбора и дидактизации ООР. Доказано, что интеграция ООР в языковые курсы способствует индивидуализации обучения, развитию всех видов речевой деятельности, совершенствованию навыков самостоятельной работы. Результаты исследования представляют теоретическую ценность для лингводидактики и цифровой педагогики, имеют практическую значимость для оптимизации языкового образования в вузе. Перспективы исследования связаны с изучением эффективности ООР в формировании межкультурной компетенции и академических навыков.

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124-140.

Акимова О.В., Бобыкина И.А. Перспективы использования открытых образовательных ресурсов в современной системе образования // Дискуссия. 2014. № 9 (50). С. 120-127.

Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.

Бехтерев А.Н., Логинова А.В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения // Инженерное образование. 2011. № 7. С. 22-27.

Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-155.

Герасименко Т.Л. Опыт использования массовых открытых онлайн курсов в России и за рубежом // Преподаватель XXI век. 2015. № 1-1. С. 118-125.

Гречушкина Н.В. Онлайн-курс как средство повышения качества самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Высшее образование сегодня. 2017. № 5. С. 17-21.

Нужнова С.В., Бобер Е.А. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 497-503.

Патаракин Е.Д. Открытые образовательные ресурсы и сетевые сообщества // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 25-32.

Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 7-8 (159-160). С. 7-14.

Kurelovic E.K. Advantages and limitations of usage of open educational resources in small countries // International Journal of Research in Education and Science. 2016. Vol. 2. № 1. рр. 136-142.

Littlejohn A., Hood N. How educators build knowledge and expand their practice: The case of open education resources // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48. № 2. рр. 499-510.

Marcus-Quinn A., Diggins Y. Open educational resources // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 93. P. 243-246.

McAndrew P., Farrow R. Open education research: from the practical to the theoretical. Perspectives on open and distance learning: Open Educational Resources: innovation, research and practice. Eds. R. McGreal, W. Kinuthia, S. Marshall. Vancouver: Commonwealth of Learning and Athabasca University, 2013. рр. 65-78.

Mishra S. Promoting use and contribution of open educational resources. New Delhi: CEMCA, 2017. 150 p.

Pawlowski J.M., Bick M. Open educational resources // Business & information systems engineering. 2012. Vol. 4. № 4. рр. 209-212.

Wiley D., Bliss T.J., McEwen M. Open educational resources: a review of the literature: handbook of research on educational communications and technology. NY: Springer, 2014. рр. 781-789.

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

1.
Рудакова АЮ. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в группах с разным уровнем подготовки. УО [Интернет]. 30 апрель 2024 г. [цитируется по 30 октябрь 2024 г.];14(4-2):209-18. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1590

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ