Формирование устойчивой мотивации к образованию у старших школьников в условиях цифровой среды
Ключевые слова:
психология старшеклассника, мотивация, образовательный процесс, цифровая образовательная среда, цифровизацияАннотация
В данной статье рассматривается проблема нарушения мотивации к участию в образовательном процессе у старших школьников, классифицируются виды мотивации и их источники, рассматривается принцип формирования устойчивой внутренней мотивации к получению знания и пути достижения стабильной мотивации с использованием коммуникативных и рефлексивных аспектов деятельности старшеклассников в рамках цифровой образовательной среды. В статье рассматривается проблема формирования устойчивой мотивации к образованию у старших школьников в условиях цифровой среды. Введение технологий в образовательный процесс становится неотъемлемой частью современного обучения, что требует пересмотра подходов к мотивации учащихся. Авторы исследуют ключевые факторы, влияющие на мотивацию школьников, такие как интерактивность, доступность информации и персонализация процесса обучения. В статье анализируются как положительные, так и отрицательные последствия цифровизации образования, включая возможное снижение уровня внутренней мотивации и зависимость от внешних стимулов. Также рассматриваются методики и средства, способствующие поддержанию интереса к обучению, такие как геймификация и использование образовательных платформ. Опираясь на результаты проведенных исследований, авторы предлагают рекомендации по оптимизации процесса цифрового обучения, направленные на повышение уровня мотивации учащихся. В заключение подчеркивается необходимость комплексного подхода, включающего педагогические инновации и технологические средства, для создания благоприятных условий, способствующих формированию устойчивой мотивации к образованию у старших школьников.
Библиографические ссылки
Адольф В.А., Адольф К.В. Угрозы цифровизации образования и их решение // Научный компонент. 2022. № 1(13). С. 88-95.
Бекишева О.В. Мотивация к обучению подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации как психолого-педагогическая проблема // МНКО. 2021. №4 (89). С. 7-10.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, стереотип. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С. 55-91.
Егоренко Т.А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе ее допрофессионального развития // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 49-55.
Золотарева А.В., Серафимович И.В. Мотивация к учебной деятельности у современных подростков: результаты регионального исследования в школах, находящихся в сложных социальных условиях // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 58-68.
Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: уч. пос. для студ. пед. ин-в. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пос. для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
Морозюк С., Горбенко И., Кузнецова Е. Особенности рефлексии старших школьников и студентов в условиях современного образования // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. 2020. № 11-12. С. 30-36.
Официальный сайт проекта «Школьное пространство» в сети Интернет».
Реймер М.В., Басанова Е.А. Снижение мотивации познавательной деятельности учащихся и способы ее поддержания (на примере уроков английского языка) // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 287-290.
Савченко Л.В., Вовк Е.В. Влияние коллектива на успеваемость каждого студента в стандартной учебной группе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. С. 204-207.
Семина М.В., Шишмарева Л.В. Профилактика рисков психологической безопасности подростков в профессиональной деятельности психолога сферы образования // Гуманитарные науки. 2020. №1(49). С. 151-159.
Сообщество проекта «Школьное пространство» в социальной сети «ВКонтакте».
Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования». Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 3. С. 230-239.
Тишкина Т.Н. Взаимосвязь межличностного общения и успешности в обучении в младшей школе // Гуманитарное пространство. 2019. № 3. С. 387-393.
Цыренова В.Б., Лумбунова Н.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 2-3-209.
Чилингарова Д.Н. Образовательные потребности старшеклассников как индикатор готовности к онлайн-обучению // Caucasian Science Bridge. 2023. № 2(20). С. 31-39.
Richard M. Ryan, Edward L. Deci. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. рр. 101-860.
Wang LH., Chen B., Hwang G.J. Effects of digital game-based STEM education on students’ learning achievement: a meta-analysis // IJ STEM. 2022. Vol. 9. P. 26.
Vu T., Magis-Weinberg L., Jansen B.R.J. Motivation-achievement cycles in learning: a literature review and research agenda // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34. pp. 39-71.
Mahdzar М., Aini J., Wan Tik Sakinah Wan, Zain М. High school students’ motivation needs and their intentions to pursue tertiary education. Proceedings. Selangor: Universiti Teknologi. 82. 37. 10.
Zajda J. The impact of motivation on students’ engagement and performance. in: globalisation and dominant models of motivation theories in education // Globalisation, comparative education and policy research. Vol. 39. Cham: Springer, 2023. pp 127-138.