Педагогические условия реализации программы военно-патриотического воспитания курсантов, средствами экстремальных видов спорта (альпинизм)

Авторы

  • Андрей Валерьевич Мелентьев Восточно-Сибирский институт МВД России

DOI:

https://doi.org/10.25726/s7750-2169-9033-k

Ключевые слова:

альпинизм, военизированный вуз, модель, патриотическое воспитание, курсант, патриотическое сознание

Аннотация

Статья посвящена изучению педагогических условий реализации программы военнопатриотического воспитания курсантов средствами экстремальных видов спорта, в частности, альпинизма. В исследовании применялся комплексный подход, сочетающий теоретические и эмпирические методы анализа, включая анкетирование (N=165), опросы (N=27), педагогическое моделирование, мониторинг, тестирование, экспериментацию с участием контрольной (N=82) и экспериментальной (N=83) групп курсантов 1-5 курсов военного вуза, а также экспертную оценку и статистическую обработку полученных данных. Методологическую базу составили научные подходы к патриотическому воспитанию (Н.А. Белоусов, Ю.С. Васютин, З.Т. Гасанов и др.), исследования педагогических систем формирования гражданских позиций личности (А.К. Алиев, В.И. Лутовинов и др.), личностно-ориентированных образовательных практик (В.В. Сериков, В.Т. Фоменко и др.), воспитания духовности, нравственности и патриотизма (М.Н. Алиев, A.M. Арнольдов и др.), педагогического сотрудничества и интеграции образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская и др.).Трехэтапное исследование (2020-2023 гг.) позволило разработать и апробировать педагогическую модель военнопатриотического воспитания курсантов средствами альпинизма, продемонстрировавшую высокую эффективность по результатам эксперимента. Исследование вносит существенный вклад в развитие теории и практики военно-патриотического воспитания курсантов в условиях современного военного вуза. Полученные результаты не только подтверждают педагогический потенциал альпинизма как действенного средства формирования патриотического сознания будущих офицеров, но и раскрывают конкретные пути и механизмы его реализации в образовательном процессе. Дальнейшие перспективы исследования связаны с изучением возможностей использования других экстремальных видов спорта в системе военно-патриотического воспитания курсантов, а также с разработкой методик диагностики и прогнозирования динамики развития их патриотического сознания на различных этапах военнопрофессиональной подготовки.

Библиографические ссылки

Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационнообразовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98-112.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. Психология и педагогика среды: конспект работ. Костанай: Управление образования города Волгодонска, 1997. 268 с.

Волкова Е.А. Организация информационно-образовательной среды в ОУ как средство реализации требований ФПХ // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 376-377.

Ефремов О.Ю. Педагогика. Cанкт-Петербург: Питер, 2010. 130 с.

Мануйлов IO.C. Средовой подход в воспитании. Москва; Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академической государственной службы, 2002. 157 с.

Мелентьев А.В. Особенности военно-патриотического воспитания экстремальными видами спорта(альпинизм) // Образование и право. 2021. № 10. С. 268-273.

О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: принят Государственной Думой 28 января 2011 г.: одобрен Советом Федерации 02 февраля 2011 г. (последняя редакция). – В данном виде док. опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. (последняя редакция). – В данном виде док. опубликован не был. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Осмоловская И.М., Шабалин Ю.Е. Состав и структура модели образовательного процесса в информационно-образовательной среде // Владимирский государственный университет им. А.Г и Н.Г Cтолетовых, Владимир. 2014. № 19 (38). С. 18-32.

Рубинштейн С.Л. Развитие и обучение. Основы общей психологии. Cанкт-Петербург: Питер, 2002. 150-160 с.

Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: на примере подготовки специалистов с высшим образованием. 2002. 22 с.

Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский C.P. Методы и средства построения образовательного портала технического вуза // Открытое образование. 2002. № 2. С. 34-42.

Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО Государственный Морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017. 138 с.

Шагбанова Х.С. Из опыта реализации патриотического воспитания полицейских в зарубежных странах // Образование и право. 2018. № 12. С. 262-267.

Загрузки

Опубликован

2024-03-15

Как цитировать

1.
Мелентьев АВ. Педагогические условия реализации программы военно-патриотического воспитания курсантов, средствами экстремальных видов спорта (альпинизм). УО [Интернет]. 15 март 2024 г. [цитируется по 18 июль 2024 г.];14(3-1):208–218. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1419

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ