Воспитательная работа в организации высшего образования: опыт реализации

Авторы

  • Руслан Николаевич Еремеев Институт кино и телевидения (ГИТР)

DOI:

https://doi.org/10.25726/j5297-4542-8363-e

Ключевые слова:

студенты, студенческий центр, воспитание, система воспитательной работы, культура, духовно-нравственные ценности

Аннотация

На протяжении последних десятилетий система высшего образования в России находится в поиске новых форм и содержания образовательной и воспитательной деятельности, способствующих построению ценностно-мировоззренческой составляющей современного молодого человека. Несмотря на имеющиеся исследования и опыт, в педагогической науке, по-прежнему, актуальной остается проблема создания комплексной системы воспитательной работы, учитывающей культурологический, аксиологический и личностно-ориентированный подходы. В представленном исследовании проводится теоретический анализ нормативно-правовых актов и научно-исследовательских работ по обозначенной проблеме, а также рассматривается практический опыт построения воспитательной системы в форме студенческого центра. В практической части исследования представлена апробация работы студенческого центра «Новая площадь», открытого с целью создания единой мировоззренческой платформы, позволяющей сформировать у обучающихся социокультурные и духовно-нравственные ценности. Студенческий центр «Новая площадь» является структурным подразделением Российского православного университета святого Иоанна Богослова и представляет собой уникальную открытую ценностно-ориентированную систему, объединяющую в себе несколько взаимодополняющих направлений: учебную деятельность, научную работу, социальное добровольчество и студенческий досуг. Помимо гармоничного сочетания перечисленных направлений, воспитательные возможности центра усиливаются наличием в вузе университетского Храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом, позволяющего также формировать у обучающихся нравственные и культурные ценности. Учитывая, что в настоящее время в России в инфраструктуре ряда образовательных организаций высшего образования также есть университетские храмы, предложенная ценностно-ориентированная система воспитательной работы может быть использована ими при построении комплексных воспитательных систем на базе своих организаций. Также полученные результаты исследования носят практико-ориентированный характер и могут стать основой для формирования рабочей программы воспитания любого современного вуза.

Библиографические ссылки

Борзова Т.А. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14. № 2. С. 177-185.

Васильева О.Ю. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2023. 36 с.

Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: автореферат дисс. ... канд. педагог. наук. Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2005. 21 с.

Гатиева А.М., Бегидова С.Н. Проектная деятельность в системе воспитательной работы вуза: формирование социально-политических ориентаций студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 4(328). С. 23-28.

Горшкова М.А. Проектирование воспитательной системы вуза в современных социокультурных условиях: автореферат дисс. ... д-ра педагог. наук. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. Ялта, 2020. 47 с.

Звонова Е.В., Зотова О.Н., В.А. Ильин В.А. Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе: монограф. Под ред. чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. А.В. Мудрика. М.: МПГУ, 2023. 368 с.

Костина А.В. Воспитательная работа в вузе как система: функции, структура, содержание // Ученый совет. 2022. № 3. С. 176-185.

Кочкина Л.С. Нужна ли воспитательная система в вузе? // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 1-2. С. 53-56.

Матвиенко В.А., Габинская О.С. Воспитательная работа в вузе как система // Образование. Карьера. Общество. 2011. № 1(30). С. 10-12.

Павлова И.В., Герман Е.В., Голубков А.С. Структура ценностных ориентаций современных студентов как основа построения воспитательной системы в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. С. 44.

Президент России подписал закон об укреплении воспитания в системе образования // Министерство просвещения Российской Федерации.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

Саенко Л.А., Куваева Л.В. Система студенческих клубных объединений в воспитательной среде вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1(82). С. 177-182.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Загрузки

Опубликован

2024-02-15

Как цитировать

1.
Еремеев РН. Воспитательная работа в организации высшего образования: опыт реализации. УО [Интернет]. 15 февраль 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(2-1):123-30. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1332

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА