Критерии оценки профессиональных компетенций студентов медицинских вузов терапевтического профиля
DOI:
https://doi.org/10.25726/r0131-6271-3547-bКлючевые слова:
профессиональные компетенции, критерии оценки, медицинское образование, студенты-медики, терапевтический профильАннотация
В настоящее время проблема оценки профессиональных компетенций будущих медицинских работников терапевтического профиля является чрезвычайно актуальной. Совершенствование системы образования требует разработки объективных критериев оценки уровня сформированности навыков и умений студентов-медиков, позволяющих прогнозировать их дальнейшую эффективность в профессии. Цель данного исследования заключалась в формировании комплекса критериев оценки профессиональных компетенций студентов медицинских вузов терапевтического профиля на основе анализа отечественного и зарубежного опыта. В рамках исследования была проанализирована учебная и научная литература по вопросам формирования и оценки компетенций будущих врачей. Также был проведен анализ нормативно-правовой базы и требований к подготовке специалистов медицинского профиля. На основе полученных данных был сформирован перечень из 12 критериев оценки профессиональных компетенций студентов-терапевтов. Представленные в статье результаты могут быть использованы при совершенствовании процедур контроля качества подготовки медицинских кадров. Экспертная оценка предложенной системы также показала ее соответствие международным стандартам и пригодность для использования при обучении. Отмечалась хорошая детализация критериев. Проведенный мониторинг динамики компетентности подтвердил эффективность системы для контроля результатов обучения в течение учебного года.
Библиографические ссылки
Баева Т.А. Методика формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов медицинских вузов в условиях информационно-образовательной среды: автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.02; Карачаево-Черкесский гос. ун-т. Нижний Новгород, 2013. 24 с.
Баимбетова А.Ж. Технологии дополненной реальности в медицине // Инновации в развитии научных и творческих направлений образовательного процесса: материалы Международного конкурса курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ. Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2019. С. 82-83.
Васильева Е.Ю., Томилова М.И., Юрьева С.В. Чек-лист для оценки навыков общения с пациентом: результаты пилотного проекта // Инновации в образовании. 2019. № 8. С. 63-69.
Везетиу Е.В. Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 53-55.
Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Лонская Л.В., Малютина Т.В., Педан Т.Н. Технологический подход к проектированию образовательного процесса в медицинском образовании: учебно-методическое пособие. Омск: Изд. Омский государственный медицинский университет. 2020. 252 с.
Занина И.А., Михайлова Е.В., Бредихина Т.А. Использование интерактивных педагогических технологий при проведении учебной практики у обучающихся по специальности «Фармация» // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 9.
Захарова Е.А., Ежова Ю.М. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинский альманах. 2017. № 1. С. 14-18.
Иманалиева Д.Б., Бекманова Г.Т. Технологии виртуальной реальности в медицинском образовании // Инновации в развитии научных и творческих направлений образовательного процесса: материалы Международного конкурса курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ. Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2019. С. 84.
Килейников Д.В., Колесникова И.Ю., Белякова Н.А. Оценка практических навыков с использованием объективного структурированного клинического экзамена // Инновационные технологии в эндокринологии: сборник тезисов III Всероссийского эндокринологического конгресса с международным участием. «Эндокринологический научный центр» Минздрава России; ОО «Российская ассоциация эндокринологов». Москва, 2017. С. 484-485.
Лейхтер С.Н., Малыгина О.Г., Бажукова Т.А. Компетентностно-ориентированный экзамен по клинической лабораторной диагностике у студентов, обучающихся по специальности «Медицинская биохимия» // Клиническая лабораторная диагностика. 2020. № 3. С. 197-200.
Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С. Психологическое здоровье, как фактор социально-психологической адаптации у студентов медицинского университета // Казанский педагогический журнал. 2022. № 4(153). С. 224-230. DOI:10.51379/KPJ.2022154.4.027.
Соловова Н.В., Суханкина Н.В., Калмыкова О.Ю. Содержание и структура организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 1 (65). С. 33-46.
Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. № 40. С. 302-320.
Хайбулаев М.К., Манцигова М.У., Кубекова А.С., Мамина В.П. Психологическое здоровье студентов медицинского вуза разных специальностей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. № (10) 2-1. 174-180. doi:10.34670/AR.202110.89.012.
Ranpariya V.K., Huang W.W., Feldman S.R. Virtual reality memory palace: An innovative dermatology education modality // Journal of the American Academy of Dermatology. 2021. Vol. 86. Pp. 1435- 1437. URL: https://doi.org/10.1016/jjaad.2021.06.859.
Saab M.M., Hegarty J. Incorporating virtual reality in nurse education: A qualitative study of nursing students' perspectives // Nurse Education Today. 2021. № 105. URL: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2021.105045.