Формирование современной стратегии образования при обучении игре на саксофоне

Авторы

  • Вэнь Япэн Российский Государственный Педагогический Университет А.И. Герцена. Институт музыки театра и хореографии

DOI:

https://doi.org/10.25726/r8544-4671-2464-g

Ключевые слова:

образовательная стратегия, высшее музыкальное образование, саксофон, джазовая и классическая музыка, учебные планы, профессионализм, машинное обучение, корреляционный анализ, дистанционное обучение, мастер-классы, интерактивные технологии

Аннотация

На протяжении последних десятилетий в России наблюдается нелинейный рост интереса к джазовой и классической музыке, что актуализирует вопрос об обучении игре на саксофоне в высших учебных заведениях страны. В контексте глобализации и интеграции культурных практик, существует насущная потребность в формировании современной образовательной стратегии, ориентированной на высокий уровень профессионализма. В рамках данной работы проведен комплексный анализ учебных планов 35 вузов Российской Федерации, занимающихся подготовкой музыкантов, в том числе саксофонистов. Проанализированы архивные данные по результатам выпускных экзаменов, интервью с преподавателями и выпускниками, а также рецензии на концертные программы, выполненные в период с 2015 по 2021 годы. Основным мотивом проведения исследования является отмеченная тенденция роста интереса к игре на саксофоне в России. Согласно данным Российского статистического учреждения, за период с 2015 по 2020 год количество студентов, изучающих саксофон в российских вузах, увеличилось на 27,3%. Параллельно этому произошло расширение спектра доступных образовательных программ, предлагаемых вузами. Но, несмотря на расширение ассортимента, эффективность образовательных стратегий остается дискуссионным вопросом. Недавние исследования, проведенные в рамках методологического подхода, основанного на анализе данных Scopus и Web of Science, выявили несоответствие между применяемыми методиками и ожиданиями студентов, что подтверждается количественными показателями — средний балл на выпускных экзаменах не превышает 4,2 по 5-балльной шкале оценки. Данные были подвергнуты статистическому анализу с применением методов машинного обучения для выявления корреляций между уровнем подготовки и используемыми методиками обучения. Анализ позволил выявить неэффективность некоторых традиционных методов и предложить новую модель образовательной стратегии, включая элементы дистанционного обучения, мастер-классов от ведущих мировых музыкантов и интерактивных технологий.

Библиографические ссылки

Алиева И.Г., Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии как инструмент трансляции и сохранения музыкального фольклора (на примере Дальнего Востока России) // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 1 (34). С. 140-149. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.140-149.

Баярсайхан, С.О. Трактовка саксофона в произведениях для симфонического и духового оркестров: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2018. 334 с.

Гао Л. Исследование современного состояния и развитие саксофонного образования в Китае. Китайский литератор и художник. 2019. № 1. 237–238 с.

Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегии развития, национальный репертуар: дис. канд. искусствовед. СПб., 2020. 217 с.

Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Становление музыкального направления classical crossover в современном скрипичном искусстве // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 351-370.

Каган М.С. О системном подходе к системному подходу // Проблемы методологии гуманитарного познания. Избранные труды. Москва: Юрайт, 2018. 321 с.

Кирнарская Д.К. Три источника и три составные части реформы российского образования: опыт музыкального искусства // Современное образование. 2017. № 4. С. 1–16.

Комплексная модель семантического пространства музыки: сборник статей. Сост. И.Б. Горбунова, М.С. Заливадный, И.О. Товпич. СПб., 2016. 183 с.

Ли И. Анализ текущей ситуации и развитие преподавания саксофона в Китае. Современная музыка. 2020. № 3. С. 42-43.

Носкова Т.Н., Павлова Т. Б, Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 121-130.

Писарева С. А, Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 3 (35). С. 281-288. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288

Понькина А.М. Авангардные тенденции в миниатюре для саксофона соло // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». 2019. №1. С. 214-219.

Ривчун А.Б. Доклад на 2-й международной научно-практической конференции. Актуальные проблемы сольного и оркестрового исполнительства на духовых инструментах. Москва: МГИК, 2021. 16–21 с.

Тан Цзэчжэн. Размышления о системе тестирования по саксофону учащихся начальной и средней школы // Северная музыка. 2020. № 22. С. 97-99.

Филонова Н., Синявская Н. Об особенностях симфонического языка К. Дебюсси // Молодежь и XXI век: материалы международного симпозиума. 2018. Т. 2. С. 290294.

Чжэн И., Ван Ц., Го Х. Стратегический анализ методов обучения саксофону // Современная музыка. 2018. № 1. С. 111 - 112.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Япэн В. Формирование современной стратегии образования при обучении игре на саксофоне. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(10-1):200-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1094

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ