Ценностно-смысловая система профилактики нарушений психического здоровья обучающихся

Авторы

  • Андрей Всеволодович Курбатов Свято-Алексиевская гимназия «Ольсово»
  • Людмила Анатольевна Курбатова Свято-Алексиевская гимназия «Ольсово»

DOI:

https://doi.org/10.25726/w4781-0500-5673-v

Ключевые слова:

ценности, смыслы, деятельность, психическое здоровье, профилактика, система, осмысление, духовный выбор, нравственность, технологии, осознанность, идентичность, когнитивный интеллект, безопасность

Аннотация

Анализ результатов исследований, направленных на оценку динамики количества нарушений психического здоровья у обучающихся всех возрастных категорий, позволяет сделать вывод об устойчивом росте пограничных психических нарушений, вызывающих стойкие состояния психической и учебной дезадаптации у обучающихся всех ступеней образования от начальной до высшей школы. Оценка степени влияния различных психогенных факторов на развитие этой негативной тенденции позволяет, по мнению большинства специалистов, установить, что главной причиной является критический рост информационной нагрузки на обучающихся. В процессе формирования постиндустриального информационного общества и трансформации мировой экономической системы поступающее количество информации превышает адаптационные возможности личности, что приводит кзакономерному росту числа функциональных расстройств невротического круга у обучающихся. Статья посвящена ценностно-смысловой системе профилактики нарушений психического здоровья обучающихся, доказавшей свою эффективность в процессе двадцатилетней государственной апробации в условиях экспериментальных площадок и тридцатилетнего практического применения в образовательных организациях различных типов. Поскольку естественная классификация условий, влияющих на результат самоосознания, определяется наличием субъектов наблюдения и характером отношений с ними, то и система профилактики нарушений психического здоровья строится на подготовке обучающихся к адекватному восприятию различных условий и успешному управлению своим состоянием благополучия на основе высокого качества ценностно-смысловой осознанности.

Библиографические ссылки

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство «Лабиринт», М., 1999. 352 с.

Всемирная организация здравоохранения. Усиление мер в области охраны психического здоровья. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response

Жукоцкая А.В., Черненькая С.В. Глобальные вызовы современности и духовный выбор // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки», 2023. № 2 (46). С. 23-31.

Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Система ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира // Евразийский союз ученых (ЕСУ) №3 (72) 2020, ч 4. С. 17-32. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.72.643 URL: https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2020/04/Euroasia__372_4_march_2020.pdf

Курбатов А.В., Курбатов В.А. Ценностно-смысловое самоуправление - средство гармонизации процесса трансформации идейных взглядов // Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике. Электронный сборник научных статей по материалам XXIХ Международной научно-практической конференции. М.: НИЦ МИСИ. 2020. С. 33-53. URL: http://conference-nicmisi.ru/innovatsionnye-issledovaniya-kak-lokomotiv-razvitiya-sovremennoj-nauki-ot-teoreticheskih-paradigm-k-praktike.html

Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Ценностно-смысловая философия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». № 5. 2021. С. 142-150.

Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Ценностно-смысловая психология в информационном обществе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Московская область, Ногинск: изд-во «Аналитика родис», 2021. Т. 10. No 2А. С. 199-2910.

Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Педагогическая технология ценностно-смысловой социологии // Управление образованием: теория и практика. Education Management ReviewТом 12 (2022). No4 / Volume 12 (2022). Issue 4. С. 132-147.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность URL: http://psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html?ysclid =lmnha0fqqu439595414

Лужков Ю.М. Возобновление истории. Человечество в XXI веке и будущее России. М.: МГУ, 2002. 198 с.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Москва, Кремль. 2014. № 808. С. 18. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208

Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Москва, Кремль. 2017. № 203. С. 29.

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Москва, Кремль. 2022. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года». Москва, Кремль. 2023. № 358. С. 17. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305170008?ysclid=lkry122hqp289879068&index

Философский энциклопедический словарь. 2010. URL: http://philosofphy.niv.ru

Хисариева Н.А. Подходы к исследованию понятия психического здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. №2-3. С. 72-80.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Курбатов АВ, Курбатова ЛА. Ценностно-смысловая система профилактики нарушений психического здоровья обучающихся. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];13(10-1):118-24. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1083

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА