Креативная компетентность будущих инженеров в фокусе вызовов XXI века: сущность и структура
DOI:
https://doi.org/10.25726/g3758-4095-6718-oКлючевые слова:
креативная компетентность, структура креативной компетентности, инженер, вызовы XXI века, устойчивое развитиеАннотация
В статье предложено теоретическое обоснование феномена креативной компетентности будущих специалистов в области инженерии с позиций компетентностного подхода. Показано состояние разработанности данного проблемного поля в научных исследованиях. Рассмотрены достижения отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению феноменологии креативности. При этом креативность рассматривается рядом исследователей как творческий процесс, выходным параметром которого становится как субъективно, так и объективно новый продукт. Раскрыты сущностные характеристики креативной компетентности будущих инженеров. В исследовании рассмотрены ключевые проблемы-вызовы современности. Особое внимание уделено решающей роли креативной компетентности инженерных кадров в разрешении вызовов XXI века. Выявлены структурные компоненты креативной компетентности и их содержательное наполнение. Обосновывается, что развитие инновационного потенциала Беларуси не представляется возможным без становления креативно-ориентированных инженерных кадров. При этом креативная компетентность выступает в виде катализатора инновационных процессов в промышленном секторе экономики, обуславливая перспективы развития устойчивого государства, предотвращая возникновение глобальных экологических, экономических и других кризисов. В свете этого подготовка подобных специалистов, которые смогут реализовывать экологические стратегии развития государства, внедрять ресурсоэффективные технологии, снижая вредное воздействие на природную и социальную среду и обеспечивая максимально возможное сохранение экосистем, будет выступать ответом системы национального образования на вызовы современности, реализуя проект долгосрочного устойчивого развития общества.
Библиографические ссылки
Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI. URL: https://www.dekanblog.ru/2022/09/strategicheskii-menegement/abbreviatury-spod-vuca-bani-plyus-pdca-i-hadi/
Алисеенко Д.С. Подходы к модернизации высшего технического образования в Республике Беларусь // Гуманитаризация инженерного образования: методология и практика. 2022: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Тюмень: ТИУ, 2022. Т.1. С. 34-38.
Бекетова Е.Н. Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования (социально-философский анализ). 09.00.11: автореф. дис. канд. филос. наук. Архангельск, 2013. 23 с.
Беляева О.А. Модель обучения 4К. URL: https://ripo.by/assets/masterstvo_online/docs/33/Беляева+.pdf
Боно Э. Искусство думать: латеральное мышление как способ решения сложных задач: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015. 172 с.
Боно Э. Курсы развития мышления / Э. Боно. Минск: ООО «Попурри», 2012. 128 с.
Брякова И.Е. Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования // Теория и методика обучения и воспитания. 2019. №3 (44). С. 309-320.
Брякова И.Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург: ОГПУ, 2010. 380 с.
Бутакова Е.С., Замятина О.М., Мозгалева П.И. К вопросу о подготовке элитных инженерных кадров: опыт России и мира // Высшее образование сегодня. 2013. №1. С. 20-25.
Гилфорд Дж.П. Три стороны интеллекта // Психология мышления: под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
Егорова И.С. О формировании опыта креативной деятельности бакалавра педагогического образования в процессе изучения математических дисциплин // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». 2015. №11. С. 124-125.
Жданов Д.А. Человеческий капитал предприятия: модель компетенций работника в цифровом мире // π-Economy. 2022. Т.15. №5. С. 58-74. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.15504.
Жук О.Л. Опережающее образование будущих педагогов как фактор повышения конкурентоспособности страны // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. М.: РУДН., 2020. С. 20-25.
Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Что такое «гуманитарно-технологическая революция». URL: https://www.if24.ru/gum-tehn-revolyutsiya/
Лобанов А.П. Взаимообусловленность креативности и эффективности формирования компетенций личности в учебно-профессиональной деятельности // Адукацыя i выхаванне. 2015. №11. С. 21-25.
Магомедова З.И. Формирование профессионально-ориентированной креативности будущих инженеров в условиях поликонтекстного обучения. 13.00.08: дис. канд. пед. наук. Махачкала, 2020. 183 с.
Мороз В.В. Аксиологические основания развития креативности студентов университета. 13.00.01: дис. д-ра. пед. наук. Оренбург, 2015. 400 с.
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года. URL: https://mintrud.gov.by/uploads/files/Nacionalnay-strategia-2035.pdf
Овинова Л.Н., Шрайбер Е.Г., Маркусь А.М. Технология развития креативности будущих инженеров с использованием Moodle // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2023. Т.15, №1. С. 67-81. DOI: 10.14529/ped230107.
Постановление Совета безопасности Республики Беларусь «О рассмотрении проекта новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» от 6 марта 2023 г. №1. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P223s0001
Сайфутдинова Г.С. Научный поиск как средство формирования креативности будущего инженера. 13.00.01: автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2021. 24 с.
Сарапулова А.В. Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе межкультурной коммуникации. 13.00.08: автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2014. 25 с.
Шумовская А.Г. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве. 13.00.01: автореф. дис. канд. пед. наук. Чита, 2013. 23 с.
Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York, 1967. 538 p.
Epstein R. Generativity theory and creativity. New York: Hampton Press, 2005. 103 р.
ESG: три буквы, которые меняют мир: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г.; под науч. ред. К.И. Головщинского; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 138 с.
Torrance E.P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice Hall, 1964. 260 р.
Torrance E.P. Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974.
World Economic Forum. The Future of Jobs Report 2020. URL: https://widgets.weforum.org/reskillingrevolution/wpcontent/uploads/2020/12/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf.