«Зеленая» креативиада как инструмент формирования креативной компетентности инженеров новой формации
DOI:
https://doi.org/10.25726/e2764-0044-1888-wКлючевые слова:
«зеленая» креативиада, креативная компетентность, инженер новой формации, устойчивое развитиеАннотация
Статья посвящена развитию креативной личности инженера будущего в системе высшего технического образования посредством педагогического инструмента – «зеленой» креативиады. Раскрыта сущность понятий «инженер новой формации», «креативная компетентность», «зеленая» креативиада». С позиций компетентностного подхода показана значимость креативной компетентности в становлении нового инженерного корпуса. Обоснованы возможности использования педагогического потенциала «зеленой» креативиады для формирования креативной компетентности будущих специалистов в области инженерии. Особое внимание уделено особенностям встраивания данного инструмента в траекторию профессиональной подготовки студентов в высшей технической школе. Предложен целесообразный состав жюри креативиады, члены которого выполняют функции внешних экспертов для оценивания достижений участников и уровня сформированности креативной компетентности будущих инженеров. В исследовании показаны отличительные признаки «зеленой» креативиады и определена ее роль как эффективного педагогического инструмента не только формирования, но и диагностики креативной компетентности. Рассмотрен уникальный опыт имплементации международной «зеленой» креативиады в информационно-образовательном пространстве Белорусского национального технического университета. Представлен двухэтапный характер данного интеллектуального состязания, который находит выражение как в коллективном преодолении актуальной проблемы-вызова в процессе первого тура соревнования, так и в индивидуальном решении креативно-ориентированных заданий в ходе второго тура. В статье продемонстрированы примеры подобных заданий. При этом креативно-ориентированные междисциплинарные задания выступают в качестве средства как формирования, так и диагностики креативной компетентности участников креативиады.
Библиографические ссылки
Алисеенко Д.С., Кот Е.Н. Междисциплинарный челлендж как инновационная форма обучения в техническом университете // Автотракторостроение и автомобильный транспорт. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Минск. 2022. Т.2. С. 109-117.
Алисеенко Д.С. Реализация междисциплинарных челленджей как условие формирования креативных компетенций будущих инженеров для устойчивого развития // Современные исследователи за устойчивое развитие: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука». 2023. С. 10-20.
Ведерин И.В., Головщинский К.И., Давыдов М.И. ESG: три буквы, которые меняют мир: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конференции по проблемам развития экономики и общества. Науч. ред. Головщинский К.И.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва. 2022. 136 с.
Гилфорд Дж.П. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Под ред. А.М. Матюшкина. Сборник переводов с немецкого и английского. М.: Издательство «Прогресс». 1965. С. 433-456.
Данилов О.Ф. Новые запросы на образование в условиях цифровой и ESG-повестки. Монография // Модернизация современного образования, анализ опыта и тенденций. Петрозаводск. Издательство международного центра научного партнерства «Новая наука». 2022. С. 6-32.
Долженко Р.А., Федорова С.В. Инженериада как среда формирования инженерного мышления у одаренной молодежи. // Стратегия образования. С. 15-23. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8029/1/povr-2017-07-02.pdf
Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/123709
Жук О.Л. Методический семинар «Компетентностно-ориентированное учебное занятие: сущность и условия реализации». URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/49257/
Косовский А.А., Лях С.И., Драгун В.В. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Под ред. Шлычкова С.В. Минск: ГУ «БелИСА», 2022. 190 с. URL: http://belisa.org.by/pdf/2022/gpir_2021-2025_22.pdf ISBN 978-985-7113-63-7.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. URL: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf
Оськина А.Н., Даринская Л.А. Возможности электронного учебного курса в развитии креативности студентов: моделирование, реализация, оценка. // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т.7. Выпуск 9. С. 895-901. URL: https://doi.org/10.30853/ped20220151
Плыкин В.Д. Стратегия технологического и социального прорыва России в ХХI веке: монография. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». 2017. 232 с.
Попов А.И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике: монография; под науч.ред. д-ра пед.наук Н.П. Пучкова. Тамбов: Изд-во Тамбов. Гос. техн. ун-та, 2010. 136 с.
Попов А.И. Олимпиадное движение студентов как форма реализации деятельностного подхода в образовании. ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». Тамбов. 9 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24677/1/notv-2014-149.pdf
Соловьева С.И. Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. канд. пед. наук. Пермь. 2021. 183 с.
Guilford J.P. Creative Talents. New York, 1986. 11 p.