Третья миссия университета как базовый элемент устойчивого развития

Авторы

  • Эльза Анатольевна Шарыкина Российский биотехнологический университет
  • Екатерина Гайозовна Митрофанова Российский биотехнологический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/s3006-5983-5401-o

Ключевые слова:

третья миссия, стратегическое развитие, устойчивое развитие, высшее образование, миссия университета, экология, устойчивый университет

Аннотация

Образование и наука были и остаются основными направлениями деятельности образовательных учреждений высшего образования. Однако современный университет – это также площадка для бизнеса, партнёрств, стартапов, общественной жизни. В российской практике реализацию данной деятельности принято называть третьей миссией университета. В данной статье были исследованы мировые и российские практики реализации третьей миссии университетов на основании стейкхолдерского подхода и метода лучших практик. Новизна данного исследования заключается в изучении третьей миссии в рамках теории устойчивого развития. Устойчивое развитие является ключевым трендом развития любого государства в мире. Устойчивое развитие – это деятельность, направленная на улучшение качества человеческой жизни. Принципы устойчивого развития одновременно положительно влияют не только на рост экономики страны и благополучие населения, но также в позитивном ключе изменяет влияние человечества на окружающую среду на фундаментальном уровне. Таким образом, реализация третьей миссии университета посредством устойчивого развития – это реализация взаимодействия со стейкхолдерами в рамках целей рассматриваемой концепции. Результаты исследования показали, что практика внедрения принципов устойчивого развития положительно отражается на качестве образования и стимулирует совершенствование учебного процесса на территории Российской Федерации. В процессе интеграции принципов устойчивого развития предпринимается сотрудничество различных коммерческих и некоммерческих организаций. В будущем результаты данных нововведений принципиально изменят социальную структуру общества и дадут возможность сосуществовать таким понятиям как экономический рост и экологически чистая среда и вне рамок учебного процесса. 

Библиографические ссылки

Балмасова Т.А. Новая регионализация: модернизация российских вузов и опыт Германии // Высшее образование в России. 2019. № 6. Том: 28 С. 86-96.

Бикеева М.В. Согласование Интересов Власти И Бизнеса: Стейкхолдерский Подход // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7 (часть 2) С. 4-10.

Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. д-ра юрид. наук. М., 2008. 20 c.

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году».

Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. 2020. https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report_Russian.pdf. (10.02.2022).

Игнатович Е.В. Реализация «Третьей миссии университета» в ПетрГУ: состояние, перспективы развития // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета. 2013. С.7-17.

Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144.

Собрание законодательства РФ. 24.12.2012. №52. Ст. 7561.

Хмелева Е. Правовые аспекты: состояние правового поля и правовой практики. // Устойчивое развитие в России. 2013. С. 19–22.

Adach-Pawelus K., Gogolewska A., Górniak-Zimroz J., Kiełczawa B., Krupa-Kurzynowska J., Paszkowska G., Szyszka D., Worsa-Kozak M., Woźniak J. (2021) A New Face of Mining Engineer – International Curricula to Sustainable Development and Green Deal (A Case Study of The Wrocław University of Science and Technology) // Sustainability. Vol.13. No. 3. P.50–421.

Aginey R., Belyaeva O. (2020) “Big challenges” and Regional Technical University: Values and actions // Higher Education in Russia. Vol. 29. No. 2. P. 105-114.

Bazhenova N. (2019) Regional University: Guidelines for Self-Renewal // Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 5. P. 129–138.

Boguslavsky M. Ladyzhets N. Sannikova O. Neborsky E. (2021) Regional University’s Role and Place in Personnel Training System in Assessments of Employers // Higher Education in Russia. Vol. 29. No. 12. P. 45-56.

Demianchuk M., Bezpartochnyi M., Filipishyna L., Živitere M. (2021) The Model of Achieving a Balanced Balance Between Economic Efficiency and Ecological-Social Responsibility of Digitalized Enterprise // Journal of Optimization in Industrial Engineering. Vol.14. No.1. P. 63-70.

Druzhinin A. (2018) Prolongation of the "Moscow-Centric" Russian space: Pro et contra // Polis. Political Studies. No. 5. P. 29-42.

Findler F., Schönherr N., Lozano R., Reider D., Martinuzzi A. (2019) The Impacts of Higher Education Institutions on Sustainable Development // International Journal of Sustainability in Higher Education. Vol. 20 No. 1. P. 23-38.

Imbulana Arachchi J., Managi S. (2021) Preferences for Energy Sustainability: Different Effects of Gender on Knowledge and Importance // Renewable and Sustainable Energy Reviews. Vol. 141, 110767.

Jelinčić D.A., Tišma S. (2020) Ensuring sustainability of cultural heritage through effective public policies // Volume 31, Issue 2, December 2020, Pages 78-87.

König A., Evans, J. (2013) Introduction: Experimenting for Sustainable Development? Living Laboratories, Social Learning and the Role of the University, in, König, A. (Ed.) // Regenerative Sustainable Development of Universities and Cities: The Role of Living Laboratories, Edward Elgar: Cheltenham, ISBN 1781003637. P. 1-26.

Malorgio G., Marangon F. (2021) Agricultural Business Economics: the Challenge of Sustainability // Agricultural and Food Economics. Vol. 9, No.1.

Nunhes T., Garcia E., Espuny M., Isaksson V., Oliveira R.de. (2021). Opening Paths for Sustainable Businesses Through the Collaboration Between Universities, Governments, and Organizations // Sustainability. Vol.13. No. 3. P. 1-33.

Pochechun, Nosyrev, Semyachkov. (2020) Digital economy as a tool for sustainable environmental and economic development // Vol. 12. No. 1. P. 171-181.

Puzanova Zh., Nabrut N.P, Larina T.I., Antonova L.A. (2018) Contexts of Intercultural Interaction in the High School // Polis. Political Studies. No. 4. P. 143-155.Sakharov A., Kolmar O. (2019) Prospects of Implementation of the UN SDG in Russia // International Organisations Research Journal. Vol. 14. No. 1 P. 189- 206.

Santangelo J., Hobbie L., Lee J., Pullin M., Villa-Cuesta E., Hyslop A. (2021) The (STEM) Network: a Multi-Institution, Multidisciplinary Approach to Transforming Undergraduate STEM Education // International Journal of STEM Education. Vol.8. No. 1, 3.

Shahen, M., Kotani K., Saijo T. (2021) Intergenerational Sustainability is Enhanced by Taking the Perspective of Future Generations // Scientific Reports. Vol. 11. No. 1. P.1–13.

Taylor J., Jokela S., Laine M., Rajaniemi J., Jokinen P., Häikiö L., Lönnqvist A. (2021) // Learning and Teaching Interdisciplinary Skills in Sustainable Urban Development – the Case of Tampere University, Finland // Sustainability. Vol.13. No. 3. P.1-16.

Wendy M., Heather H., John D. (2019) Universities as the Engine of Transformational Sustainability Toward Delivering the Sustainable Development goals: “Living Labs for Sustainability” // International Journal of Sustainability in Higher Education. No. 8. P. 1343-1357.

Zakharin S., Stoyanova-Koval S., Kychko I., Marhasova V., Shupta I. (2021) Strategic Management of the Investment Process in the Agricultural Sector (for Example, Agricultural Enterprises and the Food Industry) // Journal of Optimization in Industrial Engineering. Vol. 14. No. 1. P. 209–218.

Zhao, X, Yin, H.Fang, C.Liu, X.. (2021) For the Sustainable Development of Universities: Exploring the External Factors Impacting Returned Early Career Academic’s Research Performance in China // Sustainability. Vol.13. No. 3. P. 1–20.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

1.
Шарыкина ЭА, Митрофанова ЕГ. Третья миссия университета как базовый элемент устойчивого развития . УО [Интернет]. 15 март 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(4):53-67. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/846

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)