Анализ структуры развития и влияния российской системы музыкального образования

Авторы

  • Чжан Гэ Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/n7190-5678-0457-z

Ключевые слова:

музыкальное образование, Россия, традиции, музыкальная школа, консерватория

Аннотация

Важнейшими институтами, которые должны создавать условия для музыкальной социализации всех юных членов общества, являются общеобразовательные школы. Но, по нашему мнению, в общем масштабе реальную ситуацию в сфере школьной музыкально-педагогической практики в России нельзя охарактеризовать положительно. Музыкально-образовательный уровень российских граждан в целом недостаточно высок. И это следствие не только глобальных общественных проблем (доминирование значения материальных ценностей в мире взрослых, ограниченность процесса музыкальной социализации большей части детей и молодежи вне школы малохудожественной, а иногда и антиэстетической „музыкальной” продукцией и др.), но и в значительной степени музыкальнообразовательного дефицита в школе. Среди негативных факторов, влияющих на качество музыкального образования в России, назовем следующие: дезинтерес политиков и чиновников к этой проблеме, проявляющейся прежде всего в крайне недостаточном количестве учебного времени, отведенного на музыкальные занятия, и скудном материально-техническом обеспечении; потеря мотивации учителей музыкального искусства к результатам собственной деятельности из-за низкой материальной заинтересованности; перегрузка учителей из-за чрезмерного количества бюрократической документации и недостатка учебного времени; проведение музыкальных занятий в начальной школе учителями начальных классов. Катастрофической является ситуация, когда учитель начальных классов сам не может петь, а иногда и не имеет музыкального слуха, когда за счет времени музыкальных занятий решают проблемы других предметов и тому подобное. Такие случаи не редки в нашей школе вследствие все еще распространенного отношения как учеников и их родителей, так и учителей других дисциплин и администрации школы к музыкальному искусству как к второстепенному предмету, что не приносит практической пользы в жизни. Не секрет, что вместе с повышением в школе интереса к модным предметам – экономике, логике, иностранным языкам, информатике и т.д. – блок эстетических дисциплин практически отодвинут на задний план.

Библиографические ссылки

Бобылева Н.И., Соколова С.В. Государственное музыкальное строительство // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2018. №1. С. 5-11.

Варавина Л.В. Особенности организации научно-исследовательской деятельности исполнителей-инструменталистов в музыкальных вузах Франции и России // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №1. С. 151-171.

Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О применении вероятностно-статистических методов в изучении закономерностей музыки и музыкально-педагогических исследованиях // Проблемы музыкальной науки. 2022. №1. С. 35-49.

Карасева М. О социокультурных особенностях российского музыкального образования: заметки педагога // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. 2018. С. 77-93.

Кудрявцева В.В. Музыкально-педагогическое образование в России второй половины XIX – первой половины XX вв.: историко-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. 2020. №4. С. 520-528.

Показанник Е.В. Интеграция российского музыкального образования в Болонскую систему: первые итоги // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза. 2016. С. 28-41.

Сизова Е.Р. К вопросу об организационно-педагогических основах российской системы музыкального образования // Мир науки, культуры и образования. 2021. №5. С. 49-51.

Сизова Е.Р. Прошлое и настоящее музыкального образования в России: новое или хорошо забытое старое? // Образование в сфере искусства. 2019. №1. С. 9-14.

Стачинский В.И. Теоретико-методологические принципы комплексной диагностики сформированности профессионального мировоззрения у будущих концертных исполнителей, обучающихся в учреждениях системы российского высшего музыкального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74. С.242-246.

Тереханова К.Ю. Российская музыкальная школа 100 лет назад: из истории становления системы отечественного музыкального образования в первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. 2022. №30. С. 98-106.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

1.
Гэ Ч. Анализ структуры развития и влияния российской системы музыкального образования. УО [Интернет]. 15 март 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(1):115-20. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/746