Педагогические условия формирования противодействия стрессовых явлений в учебных заведениях

Авторы

  • Гайна Абдулловна Арсаханова Чеченский Государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/h4450-6458-1914-a

Ключевые слова:

Стресс, школьники, жизнедеятельность, психосоматика, обучение.

Аннотация

Жизнедеятельность школьника полна проблем, решение которых приводит к стрессовым ситуациям. Прежде всего, это изменение социального статуса и изменение дошкольной деятельности ребенка на учебную. Статус школьника требует больше обязанностей, ответственности, дисциплинированности, структурированности режима дня, контроля собственных поступков. Даже в самом продуманном и хорошо налаженному жизни случаются ситуации, которые негативно влияют на детей и приводят к стрессу. Первоклассники не всегда готовы к таким изменениям, что вызывает ряд психофизиологических и поведенческих проявлений. В состоянии стресса поведение ребенка дезорганизовывается, наблюдаются неконтролируемые движения, определенные речевые отклонения, появляются эмоции, не соответствующие культуре взаимоотношений. Стресс – это сильное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию, это состояние душевного и поведенческого расстройства, связанного с неспособностью личности целесообразно действовать в соответствующих ситуациях. Из-за недостаточной сформированности эмоциональной сферы в школьном возрасте при частых стрессовых ситуациях у ребенка исчезает аппетит, наступает депрессия, снижается интерес к учебе, общению, наступает апатия. Стрессовые ситуации негативно сказываются на здоровье школьника, у ребенка появляется целый «букет» опасных психосоматических заболеваний: мигрень, гипертония, астма, артрит, аллергия, диабет, кожные болезни и тому подобное.

Биография автора

Гайна Абдулловна Арсаханова, Чеченский Государственный университет

кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой гистологии и патологической анатомии

Библиографические ссылки

Albers, B. , & Pattuwage, L. (2017). Implementation in education: Findings from a scoping review. Melbourne: Evidence for Learning. doi: 10.13140/RG.2.2.29187.40483 [Crossref], [Google Scholar]

Almojali, A. I. , Almalki, S. A. , Alothman, A. S. , Masuadi, E. M. , & Alaqeel, M. K. (2017). The prevalence and association of stress with sleep quality among medical students. Journal of Epidemiology and Global Health , 7 3, 169–174. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28756825 [

Amaral, A. P. , Soares, M. J. , Pinto, A. M. , Pereira, A. T. , Madeira, N. , Bos, S. C. , … Macedo, A. (2017). Sleep difficulties in college students: The role of stress, affect and cognitive processes. Psychiatry Research , 260, 331–337. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29227897

Chapell, M. S. , Blanding, Z. B. , Silverstein, M. E. , Takahashi, M. , Newman, B. , Gubi, A. , & McCann, N. (2005). Test anxiety and academic performance in undergraduate and graduate students. Journal of Educational Psychology , 97 2, 268–274.

Hysenbegasi, A. , Hass, S. L. , & Rowland, C. R. (2005). The impact of depression on the academic productivity of university students. The Journal of Mental Health Policy and Economics , 8(3), 145–151. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16278502

Ibrahim, A. K. , Kelly, S. J. , Adams, C. E. , & Glazebrook, C. (2013). A systematic review of studies of depression prevalence in university students. Journal of Psychiatric Research , 47(3), 391–400. Retrieved from http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022395612003573 [

Jonsson, U. , Bohman, H. , Hjern, A. , von Knorring, L., Olsson, G., & von Knorring, A. L. (2010). Subsequent higher education after adolescent depression: A 15-year follow-up register study. European Psychiatry , 25(7), 396–401. doi:10.1016/j.eurpsy.2010.01.016

Kendler, K. S. , Kessler, R. C. , Walters, E. E. , MacLean, C. , Neale, M. C. , Heath, A. C. , & Eaves, L. J. (1995). Stressful life events, genetic liability, and onset of an episode of major depression in women. The American Journal of Psychiatry , 152 6, 833–842. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7755111

Lee, S. Y. , Wuertz, C. , Rogers, R. , & Chen, Y. P. (2013). Stress and sleep disturbances in female college students. American Journal of Health Behavior , 37(6), 851–858. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24001634 10.5993/AJHB.37.6.14

Muir, K. , Family, S. , Maguire, A. , Slack-Smith, D. , & Murray, M. (2003). Youth unemployment in Australia: A contextual, governmental and organisational perspective: A report by the Smith family for the AMP foundation. Camperdown: The Smith Family.

Owens, J. (2014). Insufficient sleep in adolescents and young adults: An update on causes and consequences. Pediatrics. Retrieved from http://pediatrics.aappublications.org/content/pediatrics/early/2014/08/19/peds.2014-1696.full.pdf

Ribeiro, Í. J. S. , Pereira, R. , Freire, I. V. , de Oliveira, B. G. , Casotti, C. A. , & Boery, E. N. (2017). Stress and quality of life among university students: A systematic literature review. Health Professions Education. Retrieved from http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2452301117300305

Stults-Kolehmainen, M. A. , & Sinha, R. (2014). The effects of stress on physical activity and exercise. Sports Medicine (Auckland, N.Z.) , 44 1, 81–121. Retrieved from:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24030837

Turrell, G. , Stanley, L. , de Looper, M. , & Oldenburg, B. (2006). Health inequalities in Australia: Morbidity, health factors, risk factors and health service use. Health Inequalities Monitoring Series No. 2. AIHW Cat. No. PHE 72. Canberra: Queensland University of Technology and the Australian Institute of Health and Welfare.

Waqas, A. , Khan, S. , Sharif, W. , Khalid, U. , & Ali, A. (2015). Association of academic stress with sleeping difficulties in medical students of a Pakistani medical school: A cross sectional survey. Peerj , 3, e840. Retrieved from https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25802809

Загрузки

Опубликован

2021-05-11

Как цитировать

1.
Арсаханова Г. Педагогические условия формирования противодействия стрессовых явлений в учебных заведениях. УО [Интернет]. 11 май 2021 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];11(3):69-77. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/72