Применение организационно-педагогических механизмов в дополнительном образовании сельских детей

Авторы

  • Татьяна Вячеславовна Лушникова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дмитриевская средняя школа Даниловского района Ярославской области; Ярославский государственный педагогический университет имени Ушинского К.Д.

DOI:

https://doi.org/10.25726/h5161-2337-7762-h

Ключевые слова:

дополнительное образование, доступность, сельские дети, механизмы, система, образовательный процесс

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей организации дополнительного образования в условиях сельской местности, рассмотрены возможности использования организационнопедагогических механизмов для повышения доступности дополнительного образования сельских детей. Цель исследования: на основе выявленных особенностей, связанных с использованием сельскими детьми свободного времени, их занятостью дополнительным образованием, мотивацией и социальным заказом на дополнительные образовательные услуги и особенностями влияния на дополнительное образование отдельных факторов, спроектировать организационно-педагогические механизмы поддержки сельских детей в получении доступного дополнительного образования. Методы исследования: изучение и обобщение массового опыта дополнительного образования сельских детей, опрос школьников, родителей, педагогов, фокус-группы, опытная работа, экспертная оценка. С учетом особенностей организации дополнительного образования на селе в статье предложены группы механизмов. Даны ссылки на опыт реализации механизмов обеспечения дополнительного образования. Сельские школы, как правило, малочисленные, поэтому применение любого из предлагаемых механизмов может осуществляться адресно с учетом мнений и индивидуальных возможностей обучающихся и их родителей. Описание механизмов содержит выделенные выше основные элементы: целевой, условия и варианты применения механизма, алгоритм организации деятельности, планируемые результаты, используемые средства, критерии и показатели результативности, ограничения его применения. Каждый механизм прошел апробацию в сельских школах Ярославской области и показал высокую степень эффективности для повышения доступности дополнительного образования в условиях села.

Библиографические ссылки

Байбородова Л.В., Лушникова Т.В. Концептуальные основы и механизмы доступности дополнительного образования сельских детей // Педагогика сельской школы. 2021. № 3(9). С. 5-24.

Золотарева А.В, Синицын И.С. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 8-16.

Золотарева А.В., Байбородова Л.В., Ансимова Н.П. Концепция и модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ: коллективная монография под науч. ред. Ярославль. РИО ЯГПУ. 2018. 483 с.

Лушникова Т.В. Использование сельскими детьми возможностей свободного времени // Педагогика сельской школы. 2020. № 2(4). С. 20-34. DOI 10.20323/2686-8652-2020-2-4-20 34.

Лушникова Т.В. Исследование проблем дополнительного образования и обеспечения его доступности в условиях сельской местности // На пути к новым открытиям: направления исследований ученых кафедры педагогических технологий. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. Ушинского К.Д., 2021а. С. 282-304.

Лушникова Т.В. Особенности педагогического сопровождения в дополнительном образовании сельского школьника // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019а. Т. 2. № 3(4). С. 92-100.

Лушникова Т.В. Психологический комфорт как один их показателей доступности дополнительного образования в сельской школе // Психология образования будущего: От традиций к инновациям: материалы III международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Ярославль, 21 марта 2019 года. Под редакцией Нижегородцевой Н.В. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. Ушинского К.Д., 2019б. С. 99-100.

Лушникова Т.В. Вариативность использования педагогических кадров на селе как условие обеспечения доступности дополнительного образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого педагогические науки. 2021б. № 1(55). С. 226-230.

Ожегова С.И., Ожегов Н.Ю. Толковый словарь Шведова. 1949-1992

Суюшов А.В. Педагогические аспекты формирования механизмов иноязычной речевой деятельности на основе устной речи: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. 1935-1940.

Торгунская Н.Л. Условия и механизмы реализации педагогических инноваций в образовании // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. Герцена А.И. 2007. № 32, т. 11. С. 400–403

Шумилова Е.А. Реализация механизмов формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях педагогического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. № 2. С. 18–24.

Загрузки

Опубликован

2022-12-01

Как цитировать

1.
Лушникова ТВ. Применение организационно-педагогических механизмов в дополнительном образовании сельских детей. УО [Интернет]. 1 декабрь 2022 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];12(11):185-91. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/693