Как оценить учебник для системы среднего профессионального образования: проблемы экспертизы

Авторы

  • Наталия Ивановна Дружкова Московский педагогический государственный университет
  • Виктор Павлович Делия Московский государственный университет спорта и туризма
  • Ольга Владиславовна Жукова Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
  • Алиса Юрьевна Горбачева Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
  • Ольга Юрьевна Коровина Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»
  • Маргарита Юрьевна Парамонова Московский педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/p8612-9901-3587-i

Ключевые слова:

гриф; критерии; обучающиеся; среднее профессиональное образование; учебник; экспертиза.

Аннотация

Цель статьи – обосновать важность проведения экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования (СПО) и четкость формулировки критериев оценивания, а также обозначить проблемы экспертизы учебников для системы СПО. Основные методы исследования: аналитический обзор, сравнение, методы анализа и синтеза. В статье обоснована востребованность системы СПО в Российской Федерации. Сформулированы основные цели СПО согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Обоснованы важность проведения экспертизы учебников для системы СПО и необходимость четкой формулировки критериев оценивания учебно-теоретических материалов. Обозначены проблемы экспертизы учебников для системы СПО, связанные как с деятельностью эксперта, так и с содержательной составляющей учебника. По результатам исследования сделан вывод о том, что правильно организованный подход к подготовке и экспертизе учебников для системы СПО, с учетом новейших достижений науки и запросов рынка труда, поможет обучающимся наилучшим образом овладеть будущей профессией.

Биографии авторов

Наталия Ивановна Дружкова, Московский педагогический государственный университет

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории искусств Института изящных искусств,

Виктор Павлович Делия, Московский государственный университет спорта и туризма

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры туризма

Ольга Владиславовна Жукова, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономики спортивной индустрии им. В.В. Кузина

Алиса Юрьевна Горбачева, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

кандидат педагогических наук, заместитель начальника – заведующий отделом планирования и контроля научной деятельности научно-организационного управления

Ольга Юрьевна Коровина, Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

кандидат педагогических наук, начальник отдела по развитию инноваций в сфере общего образования

Маргарита Юрьевна Парамонова, Московский педагогический государственный университет

кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования

Библиографические ссылки

Власюк И.В., Зайцева Н.Н. Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования // Известия ВГПУ. 2018. №1(124). С. 13-18.

Задорина М.А. Проблемы модернизации среднего профессионального образования (на примере Свердловской области) // Образование в современном мире. 2017. №12. С. 97-103.

Кривошеев В.Ф. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса // Pandia.ru. https://pandia.ru/text/77/274/376.php (дата обращения: 01.04.2021).

Кузнецова Л.М. Проблема экспертизы школьных учебников // Химия. 2007. №24. https://him.1sept.ru/article.php?ID=200702403

Макшанцева Л.В. Социально-психологические вопросы экспертизы учебной литературы // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №3. С. 106-113.

Мигунова Д. Современное состояние и проблемы российского среднего профессионального образования // Вестник общественного мнения. 2014. №1-2(117). С. 106-114.

Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения: 01.04.2021).

Михеева С.А. Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. №4. С. 147-183.

Монахов В.М. Проблемы содержания и методов обучения в свете реформы // Вопросы психологии. 1984. №5. С. 5-16.

О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №599 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. https://docs.cntd.ru/document/ 902345105#7D20K3 (дата обращения: 01.04.2021).

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2021).

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150312/ (дата обращения: 01.04.2021).

Прохорова О.Ю. Принципы формирования комплекса учебных изданий для среднего профессионального образования: дис. … канд. филол. наук: 05.25.03. М., 2006. 174 с.

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. https://docs.cntd.ru/document/ 456016920 (дата обращения: 01.04.2021).

Харина Н.В. Проблемы профессионального образования в России и за рубежом // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Reviev. 2013. №1(1). С. 8-15.

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Дружкова Н, Делия В, Жукова О, Горбачева А, Коровина О, Парамонова М. Как оценить учебник для системы среднего профессионального образования: проблемы экспертизы. УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];11(2):271-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/61

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)