Образование и обучение: квалификация и компетенция
DOI:
https://doi.org/10.25726/h4643-2942-1388-cКлючевые слова:
обучение, образование, образовательный стандарт, компетенция, квалификацияАннотация
В статье анализируются термины «компетенция» и «квалификация», обсуждается их применимость в рамках современных образовательных стандартов. Рассматриваются понятия «обучение» и «образование», которые составляют две взаимосвязанные стороны познавательной деятельности человека. Приводятся различия и сферы пересечения этих двух явлений и связи с понятиями «компетенция» и «квалификация». Провозглашенное всеобщее высшее образование привело к обесцениванию аттестатов и дипломов, прекращению равных возможностей профессионального продвижения, к отсутствию взаимосвязи между квалификацией и должностью. Модель компетенций пришла на смену модели квалификаций. Потребность в использовании новой терминологии была вызвана не столь внутренними противоречиями, сколько требованиями Болонского процесса общего понимания содержания квалификаций и степеней во всех образовательных стандартах стран - участниц. Действительно, понятие компетенции лежит в основе всех зарубежных образовательных стандартов.
Библиографические ссылки
Соколова А.Ю., Сорокин Ю.И. Об особенностях непрерывного обучения людей среднего и старшего возраста // Научное мнение. 2011. № 3. С. 86-89.
Соколова А.Ю., Сорокин Ю.И. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в медицинском вузе // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической и образовательной конференции с международным участием,
Тверь, 12 апреля 2018 года / Под общей редакцией Е В. Виноградовой. Тверь: ТГМУ, 2018. С. 224-226.
Bentley T. Learning beyond the classroom: Education for a changing world. London : Routledge, 1998. 212p.
Edwards R. Changing places? Flexibility, lifelong learning, and a learning society. New York: Routledge, 1997. 224p.
Irvine C. K. S., Kevan J. M. Competency-based education in higher education // handbook of research on competency-based education in university settings. IGI Global, 2017. P 1-27
Lozano J. F., Boni A., Peri, J., Hueso A. Competencies in higher education: a critical analysis from the capabilities approach // Journal of philosophy of education, 46. Pp.132-147.
Mosalanejad L., Shahsavari S., Sobhanian S., Dastpak M. The effect of virtual versus traditional learning in achieving competency-based skills / Turkish online journal of distance education, 13(2012). Pp. 69-75.
Nodine T. R. How did we get here? A brief history of competency-based higher education in the United States // The journal of competency-based education, 1 (2016). P. 5-11.
Olesen H. S. Adult learning, economy and society: modernization processes and the changing functions of adult education // International encyclopedia of education / ed. by P. Peterson, E. Baker, B. McGaw. – Amsterdam: Elsevier Science, 2010. P. 217-222.
Sharples M. The design of personal mobile technologies for lifelong leaning // Computers and Education. № 34. P. 177–193. DOI:10.1016/S0360-1315(99)00044-5.