Культурологический подход к показателям экологического образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/l0227-3927-0557-tКлючевые слова:
экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, базовая модель экологической культуры, диагностический комплексАннотация
Рассмотрен культурологический подход к образованию как видение обучающегося через призму культуры и как человеческое измерение культуры (человек в культуре и культура в человеке). Культурологический подход позволил автору по-новому подойти к решению одного из самых неудобных вопросов теории и практики экологического образования, связанного с контролем и оценкой его личностных результатов. Несмотря на существующие многочисленные педагогические и психологические методики измерения экологической культуры обучающихся, остается под вопросом связь используемых в них педагогических показателей с экологической культурой личности. В статье описана логика конструирования показателей экологической культуры не как результата изучения учебных предметов и воспитания (знания-умения-отношения), а как отражения инвариантных компонентов базовой модели экологической культуры личности. Обосновано, что каждый из используемых педагогических показателей экологической культуры (экологическая грамотность, экологическое мышление и др.) должен отражать все инварианты базовой модели экологической культуры личности в их целостности.
Библиографические ссылки
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000. 120 с
Брыкалова О.Г. Базовая культура личности в педагогическом осмыслении // Сибирский педагогический журнал. 2010. №10. С. 99-106.
Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность: монография. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.
Дзятковская Е.Н. Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г // Непрерывное образование: XXI век. 2021.№ 1 (33). С. 1-14.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция». 2012. №1: 39-43.
Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. Допредметное содержание образования как объект конструирования // Педагогика. 2006. № 7 С. 17–22.
Концепция экологического образования (в системе общего образования). ФУМО, 2022. https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/?ysclid=l7rekrr47k569964819.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.