Современные методики и инновации в преподавании общеобразовательных дисциплин программ среднего профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/s8303-9480-0800-gКлючевые слова:
общеобразовательные дисциплины; среднее профессиональное образование; педагогическая технология; метод круглого стола; ролевые игры; анализ ситуации; обучение в сотрудничестве; метод критического мышления; проектная деятельностьАннотация
Статья посвящена вопросам использования в профессиональной деятельности преподавателя организации среднего профессионального образования (СПО) инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин, позволяющих повысить мотивацию обучающихся и обеспечивающих опережающий вход в профессию/специальность в ключе современных тенденций в системе среднего профессионального образования. Первостепенными задачами данной работы является исследование образовательных инноваций в системе СПО, ориентированных на всестороннюю подготовку обучающихся, основой которой выступают общеобразовательные дисциплины; цель статьи – определение наиболее эффективных инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин программ СПО, направленных на развитие критического мышления обучающихся, способность самостоятельно принимать разумные решения в современном ускоренно изменяющемся мире. Авторы статьи использовали общенаучные методы исследовательской работы: анализ методической литературы, в том числе зарубежных источников, с целью изучения теоретического и методического аспекта современных методик преподавания в системе СПО. Гипотеза исследования – применение инновационных методик преподавания общеобразовательных дисциплин в программах СПО является залогом опережающего развития системы СПО, необходимость которого определена на государственном уровне. Результаты анализа современных методик преподавания в сфере СПО обосновывают необходимость внедрения в обучающий процесс методов обучения на основе современной науки, эффективных педагогических технологий для подготовки профессиональных кадров, дающих не только знания и умения, но и обучающих поведенческим моделям.
Библиографические ссылки
Алимов Б.Н. О повышении роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально значимых качеств у учащихся профессиональных колледжей // Молодой ученый. 2014. №8. С. 763-766.
Гаршина Ю.П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 90-94.
Голод Н.В. Оптимизация педагогического процесса в лицее при обучении общеобразовательным дисциплинам // Вестник психофизиологии. 2013. №4. С. 26-29.
Запевалов В.Н., Мамонтов В.О. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции «Инновационные технологии в образовании» / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТИУ, 2017. С. 80-81.
Компанейцева Г.А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363-368.
Метод проектов // Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/06/06/metod-proektov (дата обращения: 01.04.2021).
Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. №6. С. 160-169.
Ненашева-Кручинкина Н.В. Использование приемов социо-игровой педагогики при изучении общеобразовательных дисциплин в СПО // Материалы XXIII Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. С. 76-77.
О направлении инструктивно-методического письма: письмо Минпросвещения России от 20 июля 2020 г. №05-772 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359096/ (дата обращения: 01.04.2021).
Попова С.В., Савушкина Г.Н., Климова Т.Н. Использование потенциала общеобразовательных дисциплин при формировании профессиональной мобильности // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2014. С. 73-75.
Садовская В.О. Технология обучения в сотрудничестве. https://sites.google.com/site/valeriasadovskaa/kollegam/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-obucenia-v-sotrudnicestve-cooperative-learning (дата обращения: 01.04.2021).
Туголукова А.Ю. Опыт использования дистанционного обучения по общеобразовательным дисциплинам // Материалы Международной научно-методической видеоконференции «Тенденции и перспективы развития электронного образования» / под редакцией В.В. Майера, С.М. Моор, С.В. Соколковой. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 79-81.
Филимонова А.П., Костенко С.В., Шевченко И.Н. Некоторые неигровые имитационные методы обучения в процессе преподавания математики как общеобразовательной дисциплины // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. С. 143-144.
Mitchell G. The Trainer's Handbook: The AMA Guide to Effective Training. NY: AMACOM, 1998. 468 p.
Scannell E.E., Newstrom J.W. Games trainers play. NY: McGraw-Hill Education, 1980. 352 p.